Страницы

Страницы

суббота, 6 декабря 2025 г.

Иван Грозный. Часть VI. Последние годы.

 

---

Иван Грозный. Часть VI. Последние годы.

В сентябре 1569 года Мария Темрюковна умерла. Распустили слух о том что Царицу «извели», как повод убрать неугодных. Князь Владимир Андреевич, который много лет назад, во время болезни Царя долго не хотел присягать его сыну, давно жил в опале, служил Отечеству и выполнял все приказы Царя. Иван приказал ему с семьёй явиться к нему в Александровскую слободу. Ничто не предвещало беды; однако в нескольких верстах от слободы князя с супругой Евдокией и двумя детьми взяли под конвой и доставили к Ивану Васильевичу. Тот принудил всю семью выпить яду и смотрел на их предсмертные муки; призвав боярынь и служанок Евдокии сказал, что дарует им жизнь. Но те, видя тела всей семьи, ответили: «Мы не хотим твоего милосердия, зверь кровожадный! Растерзай нас: гнушаясь тобою, презираем смерть и муки!» По приказу Ивана их раздели и расстреляли. Мать Владимира Андреевича, Ефросинию, вместе с Александрою, вдовой его покойного брата (обе на то время уже были монахинями) утопили в Шексне. 

Близились беды Новгорода. Какой-то волынский бродяга, Пётр, как утверждают, за какие-то худые дела был наказан в Новгороде. Тогда он написал поддельное письмо о том, что Новгород готов перейти под власть польского короля, и спрятал его в новгородском храме, за иконой. А сам отправился с доносом к Царю; тот отправил с ним человека и нашел «письмо» в указанном месте. Тогда Царь, взяв с собой Царевича Ивана и дружину, отправился на Новгород. На пути к городу находился монастырь, в котором пребывал Митрополит Филипп, который обличал Ивана. Малюта Скуратов явился в обитель и задушил  Святителя подушкой в келье; позже Митрополит Филипп был причислен к Лику Святых. По пути также  была разорена Тверь; в Торжке перебили литовских и крымских пленных, при чём крымцы, защищаясь, тяжело ранили Малюту Скуратова. Убивали встречных, чтобы сохранить поход в тайне.

В январе 1570 года войска Ивана, заблокировав город со всех сторон вошли в город. Иван обругал Архиепископа Пимена, побывал на Литургии и сел обедать с боярами; вдруг завопил страшным голосом; прибежали воины, схватили Архиепископа, посадили в плохой одежде на клячу с волынкою и бубном, как скомороха, возили по улицам, после чего увезли в Москву.

В самом же городе начались ужасные дела. Воины Ивана врывались в любые дома, монастыри и делали что хотели. А на берегу Волхова, где он не замерзает, устроили суд. На суд приводили сотнями в день, целыми семьями; «виновных» бросали в воду. Воины кололи и рубили тех, кому удавалось выплыть. Всего за пять недель пребывания Ивана в Новгороде погибло до шестидесяти тысяч человек. Погибали и после, от голода и мора: река была завалена трупами, что и спровоцировало мор, а продукты, которые не смогли забрать, люди Ивана бросали в реку. Пскову готовилась участь Новгорода, но благодаря мудрой и смиренной позиции князя, Юрия Токмакова, и обличениям юродивого отшельника Салоса город был спасён.

Вернувшись в Москву Иван продолжил бурную деятельность. Были задержаны печатник Иван Висковатый, казначей Никита Фуников, боярин Семён Яковлев, думные дьяки Василий Степанов и Андрей Васильев, а вместе с ними и новый любимцы Ивана: отец и сын Басмановы, Вяземский. Всех пытали; некоторые умерли под пыткой, другие «выдали сообщников», так что количество задержанных увеличилось.

На 25 июля на площади в Китай-городе была назначена казнь. Были поставлены 18 виселиц, разожжен большой костёр, над которым был подвешен огромный котёл с водой. Были приведены сотни арестантов; жители в страхе попрятались по домам. По приказу Царя их согнали на площадь, и он спросил: «Народ! Увидишь муки и гибель; но караю изменников! Ответствуй: прав ли суд мой?» Ответили: «Да живёт многие лета государь великий! Да погибнут изменники!» Иван даровал жизнь 180 людям; остальных ждала казнь. Их вешал вверх ногами и рубили на куски, обливали кипятком и прочее. Воины же стояли и кричали: «Гойда! Гойда!»

После этого Иван поехал к вдовам Фуникова и Висковатого, смеялся над ними, пятнадцатилетнюю дочь Фуникова отдал сыну Ивану, а после всех этих женщин заточил в монастырь, где они и умерли с горя. 80 вдов казнённых дворян были утоплены в реке.

После того продолжились казни многих людей, в том числе заслуженных воевод: князя Петра Оболенского-Серебряного,  воеводу Кирика-Тыркова и многих других. Воевода Никита Козаринов-Голохвастов, ожидая смерти, принял монашество: Иван приказал взорвать его на бочке с порохом, шутя, что Схимники – Ангелы, должны лететь на небо. Во время всех этих казней воины стояли рядом и кричали: «Гойда! Гойда!»

Однажды шут, князь Осип Гвоздёв разгневал Царя шуткой: Иван вылил на него миску горячих щей, а когда тот стал вопить, добил ножом. Однажды пришёл к нему воевода Старицкий, Борис Титов, поклонился и поздоровался. «Будь здрав, любимый мой Воевода: ты достоин нашего жалованья» – и ножом отрезал ему ухо. Воевода со спокойным лицом удалился, благодарив Царя.

В ту пору крымский хан Давлет-Гирей предпринял новый поход на Москву. Но многие опытные и смелые воеводы к тому времени уже были казнены: Царь же убежал из под Серпухова в Ярославль. Когда же крымцы подошли к Москве, воеводы вместо того чтобы действовать активно завели войска в пригороды и посады Москвы. Недолго думая, Давлет-Гирей приказал поджечь город; деревянные строения вспыхнули как спички. Так бесславно погибла армия, а с ней и жители города, не менее ста тысяч человек. Главный воевода, князь Бельский, задохнулся в подвале собственного дома; погиб боярин Михайло Вороной, доктор Царя Арнольф Лензей, 25 английских купцов. Далет-Гирей, набрав огромное количество невольников, вернулся в Крым. Иван же в то время расформировал опричнину.

В эти годы удалой Ермак с дружиной (поход был организован купцами Строгановыми) покорил Сибирь. Да, именно так: Ермак покорил Сибирь во времена Ивана Грозного. Потому что роль Ивана в этом деле не была решающий. Сказать «Иван Грозный присоединил Казань» можно, на то есть основания. А про Сибирь так сказать нельзя. Мы знаем, что Америку открыл Христофор Колумб, а не Фердинанд и Изабелла, которые правили в то время в Испании.

В последние годы Иван ещё несколько раз женился. После Марии Темрюковны его супругами были Марфа Васильевна Собакина, Анна Алексеевна Колтовская,  Анна Григорьевна Васильчикова, Мария Фёдоровна Нагая (мать Святого Царевича Дмитрия Углицкого). Случилась с Иваном и страшная трагедия: он убил своего сына.

В своём сыне, Иване, Царь готовил России продолжение самого себя. Царевич участвовал государственных делах, но и в тиранстве, в казнях. Впрочем, чувство честолюбия или патриотизма ещё жило в нём. Как-то он спорил с отцом, убеждая того отправить его с дружиной на литовцев и поляков (в то время шли переговоры о мире в Ливонской войне). То было в Александровское слободе. Царь в гневе закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свернуть меня с престола!» и замахнулся жезлом; Борис Годунов попытался удержать его, но Иван сильно ударил сына по голове. Царевич упал в крови; гнев отца тут же прошёл; он обнимал сына, плакал, звал врачей. Тщетно! Через несколько дней Иван умер.

Возможно это убийство приблизило и смерть самого Царя. Он ещё занимался государственными делами, был не стар, высок, крепок телом, но самочувствие его становилось хуже. Мог ли он прожить долго, если в его душе было столько гнева, подозрительности, страха, постоянного напряжения?

Зимой 1584 года его болезненное состояние стало заметным. В это время явилась комета с крестообразным небесным знамением: Царь посчитал это знаком своей близкой смерти. Он собрал 60 астрологов, в том числе из Лапландии, поселил их в Москве. Они предсказали, что он умрёт 18 марта; Иван же приказал им молчать под страхом сожжения.

Вскоре он занемог опасно: вся внутренность его стала гнить, а тело – пухнуть. Он лежал: в часы же облегчения любил рассматривать сокровища. 17 марта от тёплой ванны ему стало лучше; на следующий день он приказал убить астрологов, но те ответили, что осталось ещё несколько часов. Иван почувствовал облегчение, сел в халате на постели и расставлял шашки, намереваясь играть с Бельским… Вдруг упал и закрыл глаза навеки, между тем как врачи тёрли его крепительными жидкостями, а Митрополит читал молитвы пострижения Ивана в иноки с именем Ионы. Народ Ивана оплакивал. Погребли Царя в храме Святого Михаила Архангела.

Иван Грозный был человеком умным, деятельным; он думал о государстве. У него был широкий кругозор, он был хорошо образован. 

Так что сами решайте, дамы и господа, нужно ли ставить памятники Ивану Грозному или нет. Есть, правда, люди, которые утверждают, что Царя Ивана оговорили, что никаких этих зверств не было. Предположить можно всякое, конечно; главное чтобы для этого были основания. Как «оговорили»? Подделали все летописи, все воспоминания? А как тогда быть с почитанием Православной Церковью Митрополита Филиппа? 

После смерти Царя Ивана Грозного правил его сын Фёдор, затем Борис Годунов; затем Россия погрузилась в Смуту, пока на царство не была призвана династия Романовых.


----



---



---

пятница, 5 декабря 2025 г.

Иван Грозный. Часть V. Перелом.

 

----

Иван Грозный. Часть V. Перелом.

Тринадцать лет царствования Ивана прошли славно и благополучно. Иностранные путешественники и дипломаты дивились благочестию Государя. Он в то время был милостивым и справедливым судьёй, и практически всё свободное время уделял делам государственным.

Всё изменилось в 1560 году. Впрочем, вряд ли изменения в душе Ивана произошли настолько резко; бывает так, что страсти зреют со зрелостью. Он начал тяготиться постоянными советами и наставлениями Сильвестра о грехе и добродетели, о избегании чрезмерных наслаждений. Всё чаще Царь был суров и резок со своими советниками, в особенности с Адашевым и Сильвестром. Дошло до того, что Сильвестр добровольно удалился в дальний монастырь, а Адашев отправился на войну в Ливонию.

Вскоре умерла и Царица Анастасия. Но Иван, хоть и любил её, горевал недолго: нашлись льстецы, которые начали говорить Царю, что чрезмерная и долгая печаль вредна, что ему надо жениться. И уже на восьмой день по смерти Царицы принялись искать невесту. 

Лжецы также оговаривали перед Иваном Сильвестра и Адашева, убеждая его, что это они извели его супругу чародейством или ядом. В Москве собрали над ними суд. Один старец, Митрополит Макарий, говорил, что надо в таком случае привезти и заслушать обвиняемых. Но ложные доносчики закричали, что это опасно, что Сильвестр с Адашевым могут околдовать Царя. Судили их заочно и приговорили к смерти; но Иван смягчил приговор: Сильвестра выслали на Соловки, Адашева же заключили в темницу, где он вскоре и умер.

А вокруг Царя сформировался новый кружок любимцев: боярин Алексей Басманов с сыном Фёдором, князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов-Бельский. Стали устраивать разгульные пиры, бесстыдные игрища-маскарады. Напившись, Иван начинал развратничать. Новые любимцы Ивана унижали тех, кто на пирах вёл себя благопристойно: лили им вино на голову. Новые любимцы нашли и Архимандрита Левкия и ещё несколько монахов, которые присутствовали на пирах, чтобы придать им иллюзию благопристойности. Своими снисходительными учениями они как-бы ободряли совесть Царя.

Скоро началась и первая эпоха мучительства. По доносам, даже не требуя доказательств, была казнена одна княгиня с пятью сыновьями (якобы они хотели убить Царя чародейством). С подобными обвинениями были казнены Данил Адашев (брат Алексея) с двенадцатилетним сыном, многих знатных людей целыми семьями.

Некоторые пытались восставать против новых любимцев Ивана и поплатились. Князь Дмитрий Оболенский-Овчинин сказал Фёдору Басманову: «Мы служим Царю трудами полезными, а ты гнусным грехом содомским!» Басманов пожаловался Ивану, и Царь убил князя на пиру ножом (другие пишут, что приказал задушить). Боярин Михайло Репнин упрекнул Ивана, что Царю не подобает плясать с маской на лице; за это Иван подослал к боярину убийц, и они убили его прямо в храме.

Что же брак Иванов? Он послал сватов к королю Сигизмунду, желая жениться на его сестре Екатерине, но получил отказ. Тогда нашли дочь черкесского князя, крестили её Марией. На ней-то Иван и женился. Но нрав и Марии Темрюковны был дикий и злой. 

Из-за гонений и мучительств некоторые бежали за границу. Самым известным из таких людей стал князь Андрей Курбский. Он был военачальником и участвовал в осаде и штурме Казани. Простившись с женой и благословив девятилетнего сына, он ночью тайно бежал в Литву. Он написал письмо, обличавшее Ивана, и отправил его в Москву со своим слугой, Василием Шибановым.  Когда Шибанов вручил письмо Царю, тот в гневе пронзил его ногу жезлом, и опершись на этот жезл слушал письмо. Шибанова пытали, но он остался верен Курбскому, и Иван отпустил его с ответным письмом.

В это время крымцы предпринимают довольно большой набег на Русь, но отбиты, при этом отличился Алексей Басманов с сыном Фёдором.

Зимой 1564 года Иван, никому ничего не объяснив, забирает все деньги, ценности и иконы, своих приближённых и уезжает из Москвы в Александровскую слободу. Он живёт там несколько недель; в Москве начинается паника. Где Царь? Почему он не хочет царствовать? Чем мы его прогневили? Собирают делегацию из духовенства, бояр, купцов и прочих сословий, чтобы «бить челом» Царю и уговорить его вернуться.

В начале января 1565 года Иван принимает делегацию и соглашается вернуться в Москву, но выдвигает ряд условий, на которые  челобитники согласились. Царь заявил, что в государстве много изменников, и что он требует, чтобы духовенство ни для кого не просило милости, и никто никаким образом не «лез» бы в его правление.

Через месяц Царь приехал в Москву и собрал всех сановников, и объявил о новых порядках. Вся страна делилась отныне на опричнину и земщину. Царь объявлял своей личной собственностью города Можайск, Козельск, Вязьму, Вологду, Суздаль, Старую Русу и другие, и несколько улиц в Москве. Всех живущих там дворян он переводил в другие земли, а на их место заселял опричников (которых планировалась набрать 1000, а набрали 6000). Опричники (другое название – кромешники), должны были не знаться даже с родителями, а быть преданными только лично Царю. Вели себя они отвратительно, ограбили и погубили многих. Ездили они на лошадях, а у сёдел была метла и собачья голова («грызут» изменников и «метут» Россию).

Начался новый этап казней. По обвинению в покушении на Ивана и на покойную Анастасию  были казнены князь Иван Сухой-Кашин, князь Пётр Горенский, Пётр Ховрин, окольничий Головин, князь Александр Горбатый-Шуйский с 17-летним сыном и другие. Князь Дмитрий Шевырев посажен на кол и умирал день, пев канон Иисусу.

Иван перебрался из Кремля в крепость, где и жил. Он выбрал 300 злейших опричников, которых назвал иноками, а себя – игуменом (князя Вяземского келарем, Малюту Скуратова Параклесиархом). Дал им скуфейки и чёрные рясы, под которыми носили богатые одежды.

В то время день Ивана проходил примерно так: он вставал и в четвёртом часу шёл колоколить с кем-то из приближённых. Затем часа два истово молился на церковной службе, а после перерыва шёл к Обедне. Примерно часов в десять была совместная трапеза опричников, при этом Иван не ел, а читал вслух обедающим. Затем трапезничал сам и разговаривал с сотрапезниками. После этого ехал смотреть на пытки, и после этого веселел. Затем присутствовал на вечерне.

Задумал Иван ещё одно грязное дело. Екатерина, в чьём супружестве Ивану было отказано, к тому времени вышла замуж за герцога Финляндского Иоанна, который был подданным шведского короля. Иван пообещал шведскому королю Эрику вернуть часть захваченных русскими войсками земель в ходе Ливонской войны (территория нынешней Эстонии), в обмен на то, что Эрик пришлёт Екатерину Ивану. Эрик согласился, но такое мерзкое дело не состоялось: Эрик заболел и был свержен.

Турки и крымцы в то время предприняли поход на Астрахань, который для них закончился неудачно.



Продолжение следует…

 -----



--



----

четверг, 4 декабря 2025 г.

Иван Грозный. Часть IV. Болезнь.


 ----

Иван Грозный. Часть IV. Болезнь.

После присоединения Казани почивать на лаврах не довелось: в Пскове вспыхнула эпидемия. Новгородцы, узнав об этом, запретили псковитянам приезжать в свой город, а в случае ослушания сжечь приехавшего со всем имуществом. Несмотря на это, мор распространился на всю страну; погибло не менее полумиллиона человек.

Не было спокойно и под Казанью. Разбойники убивали купцов и боярских людей на Волге; поймали и казнили 74 бандита. Но вскоре вспыхнул настоящий мятеж: вотяки и луговые черемисы отказались платить дань, построили земляную крепость и перебили русский отряд. На подавление бунта был послан воевода Борис Салтыков. Это было зимой; русские воины, пешие и конные, проваливались в глубокий снег. Бунтовщики, ловко и быстро перемещаясь по снегу, окружили и перебили отряд. Самого же Салтыкова взяли в плен и зарезали.

 По этому поводу в Москве царило уныние. Некоторые малодушные бояре вообще предлагали уйти от Казани, которую брали с такими потом и кровью!

Но где был в это время Царь? Почему он ничего не предпринимал? Дело в том, что Иван тяжело заболел. 

Это была не эпидемия, а горячка. С каждым днём Царю становилось всё хуже и хуже; многие были уверены, что Иван умрёт. Царский дьяк Михайлов твердо попросил у Ивана, чтобы он составил завещание. Иван завещал власть сыну, Дмитрию, и попросил у бояр и вельмож чтобы они клялись, целуя крест, быть покорными Дмитрию и беречь его мать. Многие поклялись, но далеко не все; отказались князь Владимир Андреевич (его-то и планировали венчать на царство), Фёдор Адашев и другие. Над ложем умирающего Царя шли споры и крики. «Нам не нужен царь-младенец, чтобы от его имени правили Захарьины и бояре. Нам нужен взрослый дееспособный царь!» – примерно такие речи гремели в Кремле. Стоило больших трудов уговорить «отказников» поклясться в верности Дмитрию.

И тут Иван… выздоровел! Многие, вероятно, ожидали гнева Царя на «отказников», но этого не случилось. Иван наружно был ласков и приветлив со всеми, в том числе и с ослушниками. Но возможно что лишь наружно, а выводы он сделал.

Исполняя данный во время болезни обет, Иван с женой и сыном отправился в монастырь Кирилла Белозерского. Здесь случилась встреча, которая в будущем сильно повлияла на Ивана: в монастыре на берегу Яхромы он встретился с бывшим Коломенским Епископом Вассианом. Вассиан убеждал Царя меньше прислушиваться к советникам, а решения принимать самому.

В Москву Царь вернулся без сына: Дмитрий умер в дороге. Иван же занимался делами государственными: отправил войско, которое разгромило мятежников и подавило бунт под Казанью. Также в то время была покорена и Астрахань: так как и в Казани, там было две «партии»: пророссийская и прокрымская. Присоединение Казани и Астрахани – несомненная заслуга Ивана Грозного. 

Во внешней торговле неожиданно главным партнером стала… Англия. Английские моряки искали путь в Китай через Северный Ледовитый океан, но потерпели кораблекрушение. Однако один из кораблей сумел добраться до места, где сейчас находится Архангельск. На корабле в том числе были и купцы, и дипломаты. Их доставили в Москву, Царь принял их приветливо и сам отправил посла в Лондон. Между двумя странами завязалась оживлённая торговля, что привело к развитию Северо-западных земель России – купцы привозили товары в Архангельск. Вскоре торговля пошла и с голландцами.

На южный рубежах приходилось постоянно отбивать набеги крымцев.

Некоторые, возможно, и упрекнут автора в том, что некоторые события из истории упоминаются как-бы вскользь. Но цель данных постов – постараться показать личность самого Ивана Грозного, и как она изменялась с годами. А исторические события – лишь фон, контекст, так сказать.

Перемены же в Иване были не за горами.



Продолжение следует…

---



--


---


среда, 3 декабря 2025 г.

Иван Грозный. Часть III. Казань.

 

---

Иван Грозный. Часть III. Казань.

Было собрано 150000 бойцов. Пехота и конница, казаки и стрельцы, дети боярские, артиллерия под командованием боярина Морозова. Разумеется, чтобы прокормить такое количество людей и лошадей, требовался огромный обоз (не считая боеприпасов к пушкам). Часть припасов везли водными путями.

В начале августа 1552 года армия под командованием лично царя подошла к Казани. Казанцы не сидели в глухой обороне: часть войск под командованием Япанчи они отправили в окрестные леса. Люди Япанчи непрерывно атаковали российские войска с тыла, мешали вести осаду. На военном совете было решено атаковать Япанчу. Отряды под командованием князя Александра Горбатого-Шуйского атаковали противника, а затем притворно отступили. Ханцы ринулись вдогонку, но попали в засаду: со своим полком их атаковал князь Юрий Шемякин. Отряды Япанчи были наголову разбиты, и можно было сосредоточиться на осаде.

Царь приказал отвести пленных к стенам Казани, и те объявили жителям: «Иоанн обещает им жизнь и свободу, а вам прощение и милость,   если покоритесь ему». Выслушав это, казанцы расстреляли своих пленных со словами: «лучше вам умереть от нашей чистой, нежели от злой Христианской руки!».

В те дни случилась ужасная буря: сильный ветер сорвал шатры, потопил почти все лодки с припасами. Многие считали что осаду надо снимать и уходить. Но Иван был настроен решительно и готовился зимовать под Казанью, если будет нужно. Он послал в Москву за новыми припасами и осаду продолжил. Царь, казалось, не знал отдыха: он часто молился в походной церкви, совещался с военачальниками, объезжал укрепления, обращался с речью к воинам. Забегая вперёд надо отметить, что Иван постоянно, буквально до последнего дня осады предлагал казанцам мир; предлагал им выйти и уйти куда угодно с семьями и имуществом. Но казанцы остервенело решили биться до конца, во что бы то ни стало.

От мурзы Камая стало известно, что казанцы берут воду из ключа близ реки Казанки, проходя туда по тайному подземному ходу от ворот Муралеевых. Царь приказал немецкому инженеру прокопать в том месте подземный ход и взорвать. Операцией руководил князь Василий Серебряный.   5 сентября тайный ход был взорван. Казанцам удалось найти в городе небольшой источник грязной воды, которым они и пользовались.  

Погода стояла ужасная. Постоянные ливни делали жизнь осаждающих невыносимой. Князь Андрей Курбский пишет, что казанские колдуны со стен выли и кричали страшными голосами, призывая плохую погоду. По совету приближённых царь приказал привезти из Москвы Животворящий Крест, и погода стала ясной и сухой.

Чтобы усилить давление тайно, в нескольких верстах была построена деревянная осадная башня высотою в шесть саженей. Ночью её незаметно подвезли к городу, установив на ней пушки. Поднялись на башню и наиболее меткие стрелки. Теперь город был под непрерывным огнём.  Казанцы отвечали вылазками, под стенами города постоянно были рукопашные схватки. Россияне предпринимали попытки штурма, но они были неудачными.

Тем временем под стены рыли подкоп. К 1 октября он был уже готов, и царь приказал воинам готовиться пить общую чашу крови – то есть к штурму. Воины исповедовались и причащались, бросали в ров землю и лес – чтобы приготовить путь к стенам. В третьем часу утра Царь Иван слушал заутреню и Обедню в походной церкви, войско же выстоялось к штурму и перекрывало осаждаемым путь к отступлению. В тот час, когда диакон читал Евангелие и едва произнёс слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь!» раздался страшный взрыв такой силы, что земля затряслась. Выйдя из церкви, Царь увидел над Казанью дым; от взрыва взлетели камни, кирпичи, бревна, земля, люди. Войско ринулось на штурм, на стены и в пролом, сделанный взрывом. Царь же вернулся в церковь, чтобы дослушать Литургию.

В городе же начались страшные бои. Резались буквально за каждый дом: остервенелые казанцы решили стоять до конца. Все до единого муллы погибли с мечом в руках.  Постепенно россияне одолевали: в плен им выдали правителя, Едигера. Но тут надо заметить что Казань была городом богатым. И многие воины, вместо того, чтобы добиться решительной победы, принялись искать золото, драгоценности и ткани, и носить их в стан. Воспользовавшись этим казанцы контратаковали и отбросили россиян.

Узнав об этом, Царь Иван взял хоругвь и лично на коне встал в воротах Казани, чтобы его воины не бежали из города, а в бой бросил резервы.

Эти действия принесли результат: ханцы были разгромлены окончательно. Казань была взята!

Въехав в город, Царь Иван распорядился служить благодарственный молебен и основать церковь. Едигера он принял великодушно, а из трофеев взял себе лишь Царскую утварь, жезл, венец, знамя державное и пушки, сказав: «Моя корысть есть спокойствие и честь России!»

Приказав тушить пожары, на некоторое время Государь остался в городе. Нужно было назначить администрацию, решать организационные дела. Приближенные предлагали ему закончить дело и уничтожить врагов в окрестных землях. Но Иван, то ли скучая по супруге, то ли желая почестей и отдыха, или по какой-то другой причине от этого отказался. Оставив в городе гарнизон, он решил возвращаться в Москву.

На пути его встретил гонец с радостной вестью: у него родился долгожданный сын, Дмитрий! Счастью Царя Ивана не было предела!

В те дни царствование Ивана, казалось, будет славным и счастливым.  Молодой и умный, великодушный и предприимчивый Царь, только что победивший сильного врага и обзавёдшийся наследником. А ведь ему было лишь двадцать два года!

Но тучи уже сгущались.

Продолжение следует… 

----


----

вторник, 2 декабря 2025 г.

Иван Грозный. Часть II. Начало правления.

 

---

Иван Грозный. Часть II. Начало правления.

Когда Ивану было семнадцать лет, в разговоре с Митрополитом он объявил о двух своих намерениях: официально венчаться на царство и жениться.

Скоро Ивану нашли невесту. Это была Анастасия Захарьина – дочь небогатой вдовы. Помимо телесной красоты Анастасия обладала рядом добродетелей: была скромна, набожна. Интересно то, что Иван стал первым правителем в истории Руси, который взошел на престол с титулом царя. До него это был титул великого князя.

С молодой супругой Иван как паломник пешком ходил в Троице-Сергиеву Лавру. Но вспышки гнева не оставляли его. Как-то раз к царю пришли псковитяне с жалобой на князя Турунтая-Пронского. Иван, разгневанный тем, что его побеспокоили, жёг челобитникам  волосы и бороды, поливал горящим вином, приказал раздеть и положить на землю. Псковитяне уже считали себя почти мертвецами, как вдруг Ивану принесли весть, что в Москве упал большой колокол; царь ускакал смотреть и просители остались живы. Так Иван в то время и «правил» – мало заботился о государственных делах, но больше искал развлечений.

Но сильное потрясение всё изменило. В апреле 1547 года в Москве на несколько часов разыгралась страшная буря. Дома были в основном деревянными, а топили дровами. Видимо буря подхватила искру или головёшку; начался страшный пожар. Дотла выгорали дома бедных и богатых, храмы; на берегу реки загорелась башня, в которой хранили порох. Произошёл страшный взрыв, башня развалилась и кирпичи попадали в реку, запрудив её. Едва сумели спасти Митрополита. Всего погибло 1700 человек, не считая младенцев.

После этого толпа (возможно науськанная неприятелями Глинских, которые в ту пору были очень влиятельными), принялась искать виновников пожара, и обвинила в этом Глинских. Говорили что княгиня Анна Глинская накануне пожара бросала сердца покойников в воду, и этой водой кропила дома. Беснующаяся толпа вытащила прямо из храма князя Юрия Глинского и убила его.

Иван же никаких активных действий не предпринимал. Но когда он отправился в Новоспасский монастырь, проведать пострадавшего Митрополита, к нему явился некий иерей Сильвестр: он обвинял и грозно обличал царя в нерадении о стране. Царь к критике прислушался и оставил Сильвестра при себе, как советника. Видимо Сильвестр привёл и ещё одного толкового советника: Алексея Фёдоровича Адашева.

Собрав бояр и советников, царь повинился и признал, что раньше не уделял должного внимания государственным делам, но с этого дня всё изменится. Сначала он прекратил безобразия толпы после пожара. Затем он принял активное участие в разработке, а после утвердил Судебник – свод законов. В 1551 году он созывает «Собор слуг Божиих» (знаменитый Стоглавый Собор, на котором обсуждались вопросы церковные). 

Одной из главных проблем государства в те годы была Казань. Казанское ханство слабело, и в ней были две «партии»: одна за союз с Россией, другая – с Крымским ханством. Представители последней партии во время набегов на Русь крымцев и ногайцев присоединялись к тем, творили разбой, и уводили в Казань немало русских невольников. Русь уже достаточно окрепла, и не могла более терпеть таких преступлений. Тогда царь Иван собрал войско и послал его на Казань под командованием опытных воевод. С войском шло и немало прорусски настроенных татар под командованием Шиг-Алея, потому что он был как-бы казанским царём в изгнании (в ту пору сторонники союза с Крымом в Казани взяли верх). 

Воеводы взять Казань не сумели, но захватили часть земель ханства. Тогда по приказу царя, на одной горе (в ту пору там был густой лес) был за четыре недели поставлен город, названый Свияжск. Увидев, что русские пришли всерьез, в подданство России попросились местные язычники – чуваши, черемисы, мордва. И были приняты.

Затем стали толковать о мире с казанцами. Договорились, что Казань войдёт в  состав России на правах как-бы автономии (такое слово тогда не употребляли, но смысл такой). Казанцы дали знатных заложников, в том числе царицу Сююнбеку с маленьким сыном. А Шиг-Алей будет править Казанью. Противоречия заключались в землях, завоеванных в походе: казанцы (Шиг-Алей в том числе) требовали их вернуть, но Иван не соглашался. Этот вопрос был по сути отложен. Крымцы бежали из города, и многие из них были убиты, в том числе вождь, Кащак. Наконец Шиг-Алей с татарами-единомышленниками и русскими стрельцами вошёл в Казань и начал править. Он заставил (это было предварительно оговорено) отпустить на волю более 20000 русских невольников, некоторые из которых пробыли в рабстве по двадцать лет. Но Шиг-Алей был в очень тяжёлом положении: с одной стороны, в Казани было много сторонников крымцев, которые не хотели ему подчиняться и требовали вернуть земли ханства. С другой стороны вельможи царя на него тоже давили, и ему было очень жаль родной город. Он понимал, что война неизбежна, и являясь другом России, всё равно очень жалел город, и всех обязательств выполнить не мог. Или не хотел, но это уже не так важно. Испортив, как диверсант, несколько орудий, Шиг-Алей со свитой бежал из города в Россию, а власть в Казани вновь захватили сторонники крымцев.

С такими соседями спокойной жизни ждать было бесполезно. Царь это понимал и приказал собирать войско для решительного похода на Казань.



Продолжение следует…

----



---

понедельник, 1 декабря 2025 г.

Иван Грозный. Часть I. Детство.

 

---

Иван Грозный. Часть I. Детство.

Первый русский царь (до него правители назывались великими князьями) Иван Грозный – личность сложная. Памятники ему начали ставить лишь в XXI веке; а на памятнике Тысячелетию Руси его нет! Это при том, что у него бесспорно были заслуги. Шутка ли – присоединение Казани, Астрахани, Сибири! Мы попробуем честно разобраться в этом вопросе.

В 1530 году от Рождества Христова у Великого Князя Василия III и его супруги, Елены из рода Глинских, родился сын, названый Иваном. О его происхождении есть такая легенда: Василий был потомков Дмитрия Донского. А в роду Глинских были потомки… Мамая. Неизвестно, насколько правдива эта легенда, но в те времена знатные роды из Орды частенько крестились и переезжали на Русь. Отсюда пошло много аристократических родов: те же Юсуповы и Карамзины.

Когда Ивану было три годика умирает его отец. Елена становится регентом и правит от имени своего сына. Править молодой женщине было очень непросто. Конечно, ей помогала Боярская Дума, но бояре думали не только, а  иногда даже не столько о государстве, сколько о своей выгоде, плетя интриги друг против друга. Наиболее влиятельными среди них были пожилой Михаил Глинский и Конюший Князь Иван Фёдорович Овчина-Телепнев Оболенский. Между Еленой и Телепневым была симпатия; неизвестно, был ли у них роман, но сплетни распускали. 

Михаил Глинский настраивал Елену против Телепнева, и поплатился: его заключили в темницу, где он и умер. Елена небезосновательно считала что править надо твердой рукой, но иногда перегибала палку. Несколько близких родственников покойного князя Василия были посажены в темницу и там умерли. Телепнев же был правой рукой Елены, наподобие Потёмкина у Екатерины.

Елена не «хватала звёзд» но правила недурно. Эффективно боролась с фальшивомонетчиками,   вела успешную войну с Литвой, отбивала набеги кочевников. Поощряла переселенцев из Литвы, много денег тратила на выкуп невольников.  На выкуп Архиепископ Макарий послал ей в 1534 году 700 рублей (большие деньги по тем временам), со словами: «Душа человеческая дороже золота». Телепнев, не довольствуясь статусом фаворита, желал славы, воевал, причём не в тылу, а на передовой. На дипломатическом направлении старались поддерживать связь с Молдавией.

Несмотря на отсутствие провалов в госуправлении, Елена не была популярна – ни в народе, ни среди бояр. В 1538 году она внезапно умирает (возможно из-за отравления). Так маленький Иван остаётся сиротой.

Телепнев пытался удержаться на вершине, но князья Шуйские заключили его в темницу, где и уморили голодом. Так как и сам Телепнев в своё время губил своих врагов.

Маленький Иван был привязан к другу своей покойной матери, и его смерть стала для него новым ударом. Захватившие власть Шуйские правили отвратительно. У них даже не доставало чувства собственного достоинства, чтобы не лебезить перед врагом дипломатически. Крымцы регулярно опустошали Русь жестокими набегами – убивали, уводили в плен, обращали в свою веру, кого не убивали специально калечили. Жгли сёла, оскверняли монастыри, насиловали монахинь, монахам сыпали в сапоги горячие угли и заставляли танцевать. Шуйские же вели переговоры с послами крымского хана в Москве, когда его сын разорял Русь. Хан писал, что сына якобы не контролирует. Писали хану унизительные письма. 

Шуйские были свергнуты, и к власти пришёл клан князей Бельских. Бельские правили сносно и даже смогли отбить нападение огромного войска крымцев, которым помогали турки. Десятилетний Иван в то время впервые находился при армии. 

Невзирая на успехи Бельских, Шуйские снова захватили власть. Понимая, что в будущем Иван будет царём, они всячески баловали его, разрешали всё, размышляя, что хорошее мальчик запомнит, а плохое забудет. Но вышло наоборот.

Подростком Иван любил охоту на диких зверей, а домашних бросал с высокого крыльца во дворце. С компанией молодых людей он катался во весь опор по Москве, давя женщин и стариков. Чтобы понравиться будущему царю Шуйские закрывали на всё это глаза, называя его за эти поступки «смелым и мужественным». 

Однако вышло по-другому. Дядья Ивана, князья Юрий и Михайло Васильевичи, внушили ему неприязнь к Шуйским (тем более что на то были основания). И тогда, на одном из пиров, тринадцатилетний Иван, обладавший умом и волей, встал и обвинил Шуйских во многих злодеяниях. Знатный боярин, князь Андрей Шуйский был отдан псарям, которые его жестоко убили.  Но несмотря на все преступления Шуйского, это не было актом справедливости, а победой одного клана над другим. Да и расправа была слишком жестокой.

С тех пор Иван стал вести себя более самостоятельно. В том возрасте он много ездил по монастырям и очень любил охотиться с друзьями.  


Продолжение следует…  

-----



-----

( видать никаво небыло , но чьято сурьёзнасть и изячнасть прям так и лазила фсюды сама по сибе вроди, вроди бис никаво )