----
Серьёзные успехи. Забытый полководец.
Русские не сдаются - они делают работу над ошибками и борются вновь.
После тяжелейшего похода Перовского наступление на Туркестан продолжилось - войска успешно продвигались, но в то время не проводилось крупных операций. Походы в пустыне и степи были очень тяжелы - днём палящее солнце( если положить руку на песок появятся волдыри), ночью холод и недостаток дров. По пустыне солдаты шли проваливаясь в песок по пояс, под ногами шныряли сотни ядовитых змей, пауков, скорпионов, отвратительных мохнатых фаланг. Вода быстро портилась, людей и животных (лошадей и верблюдов) мучила жажда. Нередко целые отряды видели миражи - одинаковые оазисы, города... Страшное пустынное явление!
Имя генерала Михаила Григорьевича Черняева незаслуженно забыто в наши дни, тогда оно гремело на всю Империю. В "Дневнике писателя" его упоминает Достоевский. Сей достойный офицер учувствовал в Венгерском походе, обороне Севастополя и Кавказской войне. Михаил Григорьевич отличился в Крымскую кампанию - при оставлении Севастополя переправил все отступающие войска через бухту, после чего пересек её сам, на лодке, после того как понтонные мосты были разобраны. Иногда генерал Черняев умел действовать жестко, но азиаты часто принимают доброту за слабость.
Небольшой по численности отряд Черняева в 1864 году вышел из города Верный (сейчас Алма-Ата) и в том же году штурмом взял считающийся неприступным город Чимкент. Солдаты шли на приступ с высокими штурмовыми лестницами, но решающую роль во взятии города сыграл непосредственно Черняев - и как полководец, и как воин. Заметив что из городской стены выходит большая труба командир лично, первым ринулся туда. За ним последовали другие. Увидев русских в крепости враги запаниковали и быстро сдались - город был взят с небольшими потерями.
Застолбив Чимкент командующий обратил свой взор на Ташкент - торговый город со 100 тысячами населения, к тому же занимавший стратегическое положение. Правители Кокандского ханства и Бухары планировали направить большое войско на помощь Ташкенту, поэтому Черняеву пришлось действовать на опережение. Ему пришлось рисковать, так как был прямой приказ не наступать на Ташкент, из-за малого количества людей. Но русские, подобно древним римлянам "не спрашивали, сколько врагов, а спрашивали где они".
Весной 1865 года войска начали наступление на Ташкент, не смотря на многократное превосходство противника в живой силе. В городе были 2 "партии" - религиозное и военное сословие симпатизировало Коканду и Бухаре, ремесленники и торговцы поддерживали Россию. Англичане также настраивали азиатов против русских, используя своё влияние в Афганистане и Персии.
Времени на долгую осаду не было, так как в противнику могло подойти большое подкрепление, и Черняев повёл войска на приступ. Грохотали пушки, бойцы взбирались на стены по штурмовым лестницам. Использовали россияне и военную хитрость - неожиданно атаковали караул "батыров" перед городской стеной, но не всех закололи штыками а наблюдали, куда убегают смельчаки, и нашли тайный небольшой вход, через который также проникнул в город. Ожесточенные бои (в рукопашную и огнестрельные) в городе длились несколько дней, после чего старейшины решили сдаться. Жители города были приятно удивлены отсутствие мародёров среди русских солдат.
В составе российских войск находились башкиры, татары, кавказцы, калмыки, немцы-протестанты. Все со своими религиями. Но главной силой ( и по количеству, и по ключевым ролям), стержнем всей армии был русский православный солдат и офицер. При всех соединениях присутствовали священники, исповедуя, причащая воинов, служа молебны. Присутствовали они и в самых опасных местах, при штурмах, поддерживая умирающих воинов; разделяли тяготы походной жизни.
История сохранила имена некоторых пастырей. Священник Андрей Малов при штурме Ташкента увидел, что под сильным огнём солдаты дрогнули, и подняв над головой крест, со словами "Братцы, за мной!" побежал в атаку и поднял за собой солдат. Позже отец Андрей станет настоятелем Ташкентского военного Спасо-Преображенского собора. Словом, православная вера придавала солдатам сил, и великодушия, и отваги, и терпения, и мужества. Да и не думаю, что такие большие успехи в целом малых русских сил в Туркестане были бы возможны без помощи нашего Господа Бога Иисуса Христа.
Генерал Михаил Черняев предпринял ещё ряд успешных и блестящих операций против кокандских и бухарских войск, после чего был неожиданно смещён со своего поста. Вероятно в Петербурге были недовольны самостоятельностью генерала, например тем же штурмом Ташкента в нарушении приказа.
После отъезда Михаил Григорьевич занимался издательством, служил Главнокомандующим в армии Сербии, вернулся в 1880-х в Туркестан генерал-губернатором. Почил в 1898 году в своём имении в Могилёвской губернии.
Имя Михаила Черняева заслуживает большего внимания и в исторической науке, и в памяти народной.
Но в Туркестане начиналась не менее славная эпоха русской армии.
Продолжение следует.