--
Ассиметричный ответ и превентивность
В словаре журналистов, политиков и дипломатов в последнее время появился термин "ассиметричный ответ". Но что это, если говорить простыми словами?
Симметрия простыми словами - одинаковость в чем-либо.
Приведём пример из школы. Если вы ученик 7-Б класса, а допустим восьмиклассник, который вдвое выше и шире вас, дал вам по морде. Если вы попытаетесь ударить его по морде (то есть применить симметричный ответ), будучи существенно слабее, возможно не дотянетесь, при чём вероятно получите еще. Можно в этом случае дать ассиметричный ответ: ударить рюкзаком, ударить в печень, проколоть колесо велосипеда обидчика или испортить его дневник когда он отвернется. Автор этих строк не призывает к таким вещам, а лишь хочет привести пример. Та же логика ассиметричного ответа - нивелировать сильные стороны противника переносом боевых действий на другой театр, где противник будет уязвим, действует и на международном уровне.
В понятие стратегического мышления, наряду с асимметрией, входит и превентивность( упреждение). Например, вам угрожает кто-либо, а вы, вместо того чтобы ждать, пока угроза будет воплощена и вы пострадаете, обращаетесь в полицию, агрессора вызывают на профилактическую беседу или допрос (здесь много обстоятельств) и угроза нивелируется. В Российской империи (РИ) умели стратегически мыслить.
В 60-х годах XIX века в Польше, которая входила в состав России, вспыхнуло вооружённое восстание. Начались боевые действия. Австрия, Англия и Франция поддержали бунтовщиков. Возникла опасность большой войны с этими странами. Тогда в Петербурге возникла интересная идея - направить флот в Тихий и Атлантический океан, чтобы создать угрозу английским и французским морским торговым путям, не дать вероятному противнику свободно чувствовать себя в тылу. К тому же в США в то время шла Гражданская война - англичане поддерживали южные штаты, которые выступали за сохранение рабства, а у России были неплохие отношения с Авраамом Линкольном, лидером Севера и президентом Штатов.
25 июня 1863 года император Александр II приказал двум эскадрам выдвинутся в океаны и действовать на торговых путях Великобритании в случае войны.
Атлантическая эскадра под командованием контр-адмирала Степана Лесовского включала корабли "Александр Невский", "Ослябя", "Пересвет", "Витязь", "Варяг"(не тот!) и шла в порт Нью-Йорка.
Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Попова включала корабли "Рында", "Калевала", "Новик" и другие, шла в Сан-Франциско.
В экспедиции участвовали тогда ещё молодой моряк, а в последствии знаменитый исследователь и воин, адмирал Степан Осипович Макаров, а также в будущем великий композитор Николай Римский-Корсаков.
Русские моряки ходили к берегам Кубы и Гондураса, Ямайки, курсировали в Мексиканском заливе. Англичане и конфедераты из-за присутствия русских не решались начинать активных боевых действий на море. Моряки помогали американцам тушить пожар в Сан-Франциско, при этом погибли 6 русских моряков.
Результаты похода были блестящими - англичане были напуганы угрозой их морской торговле и отказались от поддержки восставших. За ними последовали французы с австрийцами. Корабли вернулись в Россию.
Следующими экспедициями к далёким берегам пришлось заняться во время войны с турками 1877-1878 годов. Англичане и французы поддерживали османов, и для создания угрозы их морской торговле эскадры контр-адмирала Ивана Бутакова и контр-адмирала Ореста Пузино отправилась в Северную Америку. В случае прямого столкновения планировалось напасть на Ванкувер, где были склады и порт, а также курсировать по океанским просторам, захватывать либо топить английские военные и торговые суда; таким образом подрывать экономику врага, отвлекать от Черного и Средиземного морей, стимулировать английский бизнес влиять на правительство для прекращения войны.
Из-за нехватки кораблей в Штатах закупали торговые суда и вооружали их.
Все эти походы отрезвили любителей лягушек и овсянки от прямой войны. Легендарный Скобелев с русскими воинами освободили Балканы от 500-летнего турецкого ига.
Таким образом, походы флота даже без боевых действий, уберегли Россию от масштабной войны с многими противниками.
А нам, наследникам наших великих предков, надо почитать их память и учится у них. Дай Бог, эти знания пригодятся нам и в обычной, частной жизни.