Страницы

пятница, 18 октября 2024 г.

Два кита

 

-----

Два кита

Конечно, история не состоит из одних солдат, князей  и генералов; общественная жизнь многогранна и вопрос "как воспитывать детей?" всегда был актуален. Известные педагоги, теоретики и практики   - Аристотель, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джон Дьюи, Ян-Амос Каменский (автор классно-урочной системы, на которой наша школа стоит до сих пор), Пестолоци, Мария Монтессори, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и другие столетиями пытались ответить на этот вопрос. Хотелось бы вспомнить про Антона Семёновича Макаренко, не столько его биографию, сколько педагогические идеи прославившие его.

А.С. Макаренко родился в 1888 году в Харьковской губернии Российской империи и после  выпуска из университета в основном работал учителем в богатых домах. Революция всё изменила и в 1920 году  Антону Семёновичу предложили стать заведующим колонии для детей-сирот под Полтавой. Тут и начались приключения!

Надо вспомнить исторический контекст: к 1920 году в стране 6 лет идет война, сначала Первая Мировая, после Гражданская; во время гражданской на тех землях воевали красные, белые, петлюровцы, махновцы, немцы,  разные бандиты. Сирот было немеряно, о них никто не заботился в связи с глобальной катастрофой, к моменту попадания в колонию дети уже прошли "и Крым, и Рим".

Персонал в колонии был минимальный - сам Макаренко, супружеская пара учителей, еще несколько человек. Детей - много, от семилетних забияк до семнадцатилетних юношей и девушек, многие из которых уже ранее занимались проституцией и разбоем. Дисциплиной по началу и не пахло - воспитанники грубили учителям,  отказывались помогать в чём-либо, учиться, воровали  а по ночам, взяв наган, уходили разбойничать на дорогу.

В один из зимних дней выведенный из себя Макаренко ударил по лицу одного семнадцатилетнего "ученика". После этого случая, в тот же день, Макаренко пошёл с воспитанниками в лес, рубить дрова. Среди них был и пострадавший. Посреди леса этот парень, бывший одним из лидеров рассмеялся и сказал "правильно вы сделали, справедливо". Это был перелом.

Коллектив воспитанников под воздействием самого Антона Семёновича и "авторитетов" решивших изменится стал исправляться. Разумеется не за один день. Дети учились, следили за чистотой, сами делали ремонт, во многими себя обеспечивали. Затем уходили на рабфаки, коллектив обновлялся и переучивал попадающих в него мальчиков и девочек; переучивала именно жизнь в коллективе, как и писал Макаренко. Единицы, правда, не принимали изменений и уходили в прежнюю жизнь...

В дальнейшем колония имени Горького разрасталась и стала известной на весь Союз. Состоялся переезд всей колонии в Харьковскую область, где дети сами после обустроили себе место жительства, создали прекрасный театр.

Слава сыграла с Макаренко злую шутку - его методы долго и упорно критиковала Надежда Крупская, мол, изверг заставляет работать несчастных деток. В конце концов Макаренко уволили; он еще занимался педагогикой, но не в таких масштабах, и писал книги. Антон Семёнович скоропостижно скончался ещё до войны.

Говоря о педагогических идеях Макаренко следует сказать, что его концепция держалась на двух "китах" - труд и коллектив. Он считал, что ребёнок должен трудится (имеется в виду посильный труд, в зависимости от возраста убрать игрушки, вытереть пыль, помыть полы, вскопать огород, а не возить вагонетки с углём в шахте). Что касается коллектива, то Макаренко считал что жизнь в коллективе сама воспитывает личность больше нежели учитель; советовал рожать больше детей и даже усыновлять если ребёнок один, так как считал что если ребёнок один в семье его вообще очень сложно воспитать.

Есть конечно в трудах Макаренко моменты, с которыми автор этих строк согласится не может никак: критика религии, церкви. Не берусь судить был ли Макаренко в этом случае искренен или это было заигрыванием с властью. 

Фундаментальные труды Макаренко - "Педагогическая поэма" и "Книга для родителей". Обе книги написаны легко и читаются как художественная литература. 


---


Тэкссс... Макаренко . Кот считает чо на ту времю он сделал болшы чем мог обычный человек,для несчастных детей , сие болшы чем мог плюс ещо маленько . Крупская просто нашла повод чоб прикопацца к Макаринки и чоб яво убрать, ибо сама сия курва-бобёр считала чо маленькия " преступники " должны сидеть в колониях а не в децких домах НО! С сией точки зрении если рассусоливать быо тогда то кожный сей несчастный ребёнок был " преступником " ибо и кусок хлеба нада было украсть, иного способу рибёнок низнаит бис родитиляф человекчиских то и пользуицца какими методами ? методами бисдомных котов , к примеру , сие поймал голубя, уволок у кого то сардельку, сие ясна я думаю...


Такая обчим история ... конечно Макаренко приходилося иногда и отлупить кого то, нуу сие были крайния меры ради добры тада и приминялися токмо супротив ужо здоровых мальчишак коия никак нихотели приходить ф сибя . Ни  осуждаю . ибо таки сделал болшы чем мог...