Страницы

Страницы

среда, 16 июля 2025 г.

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна ( Царские дни )

 

----

Великая Княгиня и Матушка

Безнравственно утешать умирающих 

ложной надеждой на выздоровление,

лучше помочь им по-христиански

 перейти в вечность.

Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна

В середине июля отмечают Царские Дни; мы вспоминаем жизнь и подвиг  Императора НИКОЛАЯ ІІ, Императрицы АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ, Цесаревича АЛЕКСЕЯ, Великих Княжон ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ, ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ, МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ, АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ, и прочих достойных людей, разделивших с ними тяжелую участь – лейб-медика Евгения Боткина (причислен к лику святых), горничную АННУ ДЕМИДОВУ, повара ИВАНА ХАРИТОНОВА и лакея АЛОИЗИЯ ТРУППА. Помнить этих святых, прекрасных людей должно и правильно, потому как они это заслужили, и потому как люди не желающие знать своего прошлого не имеют будущего. Но в Царские Дни, 18 июля, Православная Церковь отмечает праздник великой и святой женщины – Великой Княгини ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ. Из-за этого жизнь и подвиг Великой Княгини остаются несколько «в тени», и мы попробуем это немного исправить.

Елисавета была вторым из семи детей в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери знаменитой английской королевы Виктории. Её родная младшая сестра, Алиса, в будущем станет Императрицей Российской Александрой Федоровной. Воспитание детей было спартанским – старшие дочери убирали комнаты, постели, топили камин. Пища и одежда были простыми. Герцог Людвиг и принцесса Алиса  тратили много денег на благотворительность, и дети часто сопровождали мать в поездках госпитали, приюты, дома инвалидов. Маленькая Елисавета любила природу, цветы; увлекалась рисованием и любила классическую музыку.

В 1873 году разбился брат девочки, Фридрих; а спустя три года от эпидемии дифтерита она остается без матери и сестры Марии. Эти испытания закалили Елисавету и укрепили в вере.

Она была очень красива и отказала многим женихам. Замуж же вышла за Великого Князя Сергея Александровича, брата Императора Александра ІІІ, с которым познакомилась еще в детстве.

Сергей Александрович был человеком религиозным – постился, посещал службы, ездил в монастыри. Его супруга изучала русский язык и учение Православной Церкви. Были у нее и светские обязанности – балы, приемы и прочее. Она любила Москву с ее старинными храмами и патриархальным бытом. 

В октябре 1888 года супруги приехали в Иерусалим – Император поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Увидев красоту этого места и почувствовав благодать Божию, великая Княгиня сказала: «Как я хотела бы бать похороненной здесь». Этому пророчеству было суждено исполнится.

После этой поездки Елисавета Феодоровна твердо решила принять Православие. Это решение было морально нелегким, так как отец не дал своего благословения. Тем не менее она крестилась, а Александр III подарил ей икону Нерукотворного Спаса, с которой Великая Княгиня не расставалась всю жизнь и с которой приняла мученическую  смерть.  

В 1891 Император назначил Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Будучи супругой губернатора Елисавета Феодоровна занималась благотворительностью: она посещала богадельни, приюты, больницы; раздавала продукты, деньги, одежду. Но особенно заметной ее деятельность становится в годы Русско-японской войны: в Москве она устроила госпиталь для раненых, на свои деньги формировала санитарные эшелоны. Прямо в Кремле ею  были устроены мастерские, где женщины шили обмундирование для солдат. На фронт высылали походные церкви, подарки, медикаменты, продовольствие, молитвенники, иконы, Евангелия. При чем на все это тратила много личных средств.

Положение на фронте было тяжелым. Одновременно с этим в стране началась революция: теракты, забастовки, митинги… Сергей Александрович был сторонником более жестких мер в отношении революционеров и подал в отставку. Супруги переехали в Нескучное.

Тем временем боевая организация эсеров приговорила Сергея Александровича к смерти. 5(18) февраля террорист Иван Каляев бродил бомбу в Великого Князя. Сергея Александровича разорвало на куски; Юсупов пишет, что взрыв был такой силы, что пальцы погибшего нашли на крыше рядом находящегося здания… 

Великая Княгиня своими руками собрала куски тела мужа на носилки. После панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна тут же написала телеграмму сестре, Императрице Александре Федоровне, чтобы Императорская чета не приезжала на похороны – террористы могли просчитать это и подготовить новое покушение. Также посетила умирающего кучера мужа, Ефима.

На третий день Великая Княгиня посетила Каляева в тюрьме. Принесла Евангелие и просила покаяться. Она просила Николая II помиловать убийцу мужа, но прошение было отклонено.

Похоронили Сергея Александровича в Чудовом монастыре. Елисавета Феодоровна сорок дней подряд присутствовала на каждой панихиде; приходила молиться и ночью. В это время она почувствовала благодатную помощь от мощей святителя Алексия, митрополита Московского. С тех пор Великая Княгиня особо его почитала и носила серебряный крестик с частицей его мощей. 

С тех пор она носила траур, постилась, перестала посещать светские мероприятия; из дома была вынесена вся роскошная мебель. Часть драгоценностей передала в казну, часть – родственникам, а часть решила употребить на постройку обители Милосердия. На Большой Ордынке Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В двухэтажном доме были устроены трапезная для сестер, кухня, кладовая и т.п. Во втором – церковь и больница, в третьем – амбулатория для приходящих больных и аптека, в четвертом – квартира священника-духовника, классы для девочек и библиотека. Великая Княгиня работала над Уставом обители и стремилась возродить древний институт диаконис. Надо было найти и духовника для обители: Елисавета Феодоровна как-то прочла «Дневник полкового священника, служившего на Дальнем Востоке во  весь период минувшей Русско-японской войны» священника Митрофана Серебрянского из Орла. Ему она и предложила стать духовником обители; а когда отец Митрофан хотел направить телеграмму с отказом (не хотел уезжать из Орла, к которому прикипел душой), то у него отнялась рука. Расценив это как знамение, он согласился.

В 1909 году при содействии Императора Николая Марфо-Мариинская обитель открылась: первоначально подвизались семнадцать сестер. Уходя в монастырь, Великая Княгиня сказала сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – мир бедных и страдающих».

Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижницы – тайно носила власяницу и вериги, спала на досках без  матраца, постилась. После утренней молитвы назначала послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала письма и прошения. Не боялась физической работы. Как-то раз к ней подошла одна из сестер и попросила послать какую-нибудь сестру перебирать картошку, ибо никто не хотел. Елисавета Феодоровна пошла и принялась молча  сама перебирать картошку. Пристыженные сестры побежали помогать.

В больнице работали хорошие врачи, а все операции делали бесплатно. В Марфо-Мариинскую обитель привозили много безнадежных больных, от которых отказывались другие учреждения; и многие из них исцелялись. Сама же «Великая Матушка», как её называли больные, лучшим средством от недугов считала Исповедь и Причастие. Был создан приют для девочек-сирот, бесплатная столовая для бедных. Действовала воскресная школа для работниц фабрики. К Рождеству для бедных детей  устраивали елку и  готовили подарки – одежду, сладости, игрушки. Помогали глухим сельским приходам, священникам-миссионерам.

В сопровождении одной из сестер Елисавета Феодоровна ходила на Хитровку – опаснейший район Москвы. Собирали по притонам сирот и устаивали их в приюты.

Матушка любила ездить и в паломничества – в Саров, Псков, Киев, Оптину, Соловки и т.д. 

Распутину Елисавета Феодоровна не доверяла, из-за чего отношения с сестрой, Императрицей Александрой Федоровной, стали более прохладными.

С началом Первой мировой войны работы стало еще больше – сестры обители трудились в госпиталях. «Доброжелатели» активно распускали слухи, что Елисавета Феодоровна – немецкая шпионка. После февральского переворота ситуация еще более осложнилась – в обитель приезжали революционные солдаты, чтобы арестовать настоятельницу, но пока все обходилось. Немецкое правительство несколько раз через посредников и напрямую предлагало ей помощь в выезде за границу, но она отказалась, ответив, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной, и не может оставить сестер обители в это трудное время. Немецкого посла Мирбаха даже не приняла.

После октябрьского переворота некоторое время к обители относились неплохо – привозили продовольствие и немного лекарств. Нельзя делать поспешных выводов!

Однако атмосфера была напряженной – теперь Матушка и сестры почти не выходили за ворота.

Это время было затишьем перед бурей. Сначала в обитель прислали анкеты для заполнения – ФИО, возраст, происхождение и т.п. После этого арестовали несколько человек из больницы. Затем объявило что сирот переведут в детдом.

А в апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елисавету Феодоровну арестовали. В тот день Литургию в обители служил Патриарх Тихон. Он находился в обители до четырех часов дня, а сразу после его отъезда подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами, которые арестовали и увезли Матушку. Горе сестер и священнослужителей было огромным – некоторые сестры бежали в слезах за машиной и падали на дороге. С Великой Княгиней поехали две сестры –  Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. 

Патриарх Тихон через свои связи пытался помочь, но безуспешно. Повезли по железной дороге в Пермь. Сестрам Матушка написала письмо, утешая и наставляя их.

Елисавету Феодоровну поместили в школе на окраине Алапаевска вместе с Великим Князем Сергеем Михайловичем, его секретарем – Феодором Михайловичем Ремезовым, тремя братьями – Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями Великого Князя Константина Константиновича), и князем Владимиром Палеем. Матушка готовилась к смерти, все время пребывая в молитве.

Сестер привезли в облсовет и предложили идти на свободу. Они просили вернуть их к Матушке. Тогда чекисты стали угрожать им пытками и мучениями, если они будут вместе с ней. Варвара Яковлева согласилась разделить судьбу Великой Княгини.

Ночью 5 (18) июля всех страдальцев живыми сбросили в шахту старого рудника. Когда её сталкивали, Елисавета Феодоровна молилась словами из Евангелия: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23; 34). Затем шахту закидали ручными гранатами.

Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Позже, когда войска адмирала Колчака освободили город, рядом с ее телом нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Она и в шахте стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Матушки и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Умерли они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

Тела страдальцев сохранял отец Серафим, игумен Алексеевского скита Пермской епархии. Некоторое время гробы находились в Свято-Троицком соборе в Алапаевске, затем увезены в Читу, затем в Харбин. 

В Харбине, при опознании и составлении протокола было установлено, что тела всех алапаевских страдальцев, кроме Великой Княгини и инокини Варвары находятся в состоянии полного разложения. Это подтверждает присутствующий князь Н.А. Кудашев.

С 1921 года тела мучениц находятся в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, как и хотела Великая Княгиня. По словам Архимандрита Антония (Граббе), когда открыли гроб Елисаветы Феодоровны чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина».

В 1992 году Русская Православная Церковь причислила к лику святых новомучеников России преподобномучениц Великую Княгиню Елисавету и инокиню Варвару.

Мы помним, что вслед за Лазаревой субботой следует Вход Господа в Иерусалим и Страстная неделя. Так и в Жизни святой Елисаветы Феодоровны были скорби и радость – создание обители Милосердия. И была любовь народа, которому она служила. А затем последовала Голгофа. В ее духовном подвиге мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица.

Откуда, из какой среды пришла сестра Варвара нам неизвестно. Она была келейницей настоятельницы, простой и доброй.

Отец Митрофан Серебрянский с 1926 года находился то в ссылке, то в ГУЛАГе. Умер в 1948 году, в ссылке, в селе Владычном Тверской области. 

Таких людей забывать нельзя.

Величаем вас, святии страстотерпицы Елисавето и Варваро, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

----


-----




--