---
Преображение Господне
По прошествии дней шести,
взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его,
и возвел их на гору высокую одних,
и преобразился пред ними:
и просияло лице Его как солнце,
одежды же Его сделались белыми как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия,
С Ним беседующие.
Мф. 17:1-3
Август у православных христиан – месяц насыщенный. Праздники Ильи Пророка, Серафима Саровского, Пантелеймона Целителя, Смоленской Иконы Богородицы. А также три Спаса, как говорят в народе – Яблочный, Медовый, Ореховый (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне, Перенесение Нерукотворного образа Господня. Также Успение Пресвятой Богородицы. Если мы православные христиане, то должны почитать церковные праздники; по крайней мере стараться, в меру возможностей и сил. Хорошо и полезно также знать, хотя бы в общих чертах, суть праздника. Сегодня мы, опираясь на Четьи-Минеи святого Дмитрия Ростовского поговорим о Преображении Господнем.
Почему Иисус взял с Собой не всех учеников? Потому что среди них находился Иуда, недостойный этого божественного видения. Почему же не взял всех, кроме Иуды? Спаситель, покрывая грехи людей, не захотел обличать недостоинство Иуды. Кроме того, если бы Господь не взял бы только Иуду, Иуда имел бы как будто извинение в своей предательской злобе. Блаженный Феофилакт по этому поводу пишет: «Если бы Христос оставил под горою одного Иуду, а прочих взял бы с собою, то некоторые люди могли бы говорить, что это именно обстоятельство ранило сердце Иуды и заставило его обратиться к мысли о предании своего Владыки».
Почему Христос взял с собой именно трех апостолов? Потому что сказано во Второзаконии: «…при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится всякое дело» (Втор. 19,15). Моисей призван от мертвых, чтобы свидетельствовать о пришествии Христа в мир мертвым, заключенным во аде, Илья – чтобы сказать Еноху в раю. Для Господа было довольно чтобы только трое из живущих на земле видели славу Его и были её свидетелями: три апостола перед Его очами были достойнее всех народов и племен. Что один праведник имеет перед Богом несравненно большее достоинство, чем множество грешников, сам Бог показал в Ветхом Завете: посылая Моисея к фараону, он повелел пророку объявить, что пославший его Бог есть Бог трех человек: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Это при том, что фараон правил множеством людей! Господь как бы говорит фараону: я имею таких трех рабов, из которых ни с одним не может сравниться твое царство – Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, и не стыжусь этого.
Почему Господь взял с собой именно Петра, Иакова и Иоанна? В этих апостолах с особой ясностью проявились три добродетели – вера, надежда и любовь. В Петре – вера (он первым исповедал Христа Сыном Бога Живаго). В Иакове – надежда: он первый из двенадцати апостолов должен был ради надежды израилевой преклонить под меч свою голову. В Иоанне – любовь: он был любимейший ученик Господа, нареченный сын Пречистой Девы Марии.
Зачем Господь возводит учеников своих на высокую гору, а не удаляется куда-нибудь на равнину? Это урок: желающий сподобиться откровений от Бога и видеть славу Его должен оставлять дольния, земные пристрастия, должен желать и искать благ горних, небесных. Он должен возносить свой ум от земли к небу, от настоящего к грядущему.
Зачем возводит их не на низкую гору, а на высокую? Чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию: без труда нет возможности взойти на высоту. Высота горы – образ богомыслия, восшествие на гору – указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять: добрые дела достигаются трудом. Как птица летает двумя крыльями, так и человеку нужны эти две добродетели – богомыслие и труд, как два крыла.
Почему Господь не взял идущего за ним народа? Чтобы научить искать уединения и безмолвия тех, которые желают упражняться в богомыслии и наслаждаться умным боговидением. Молиться можно везде, и среди суеты тоже: но молитва в одиночестве, когда не отвлекаешься, более сосредоточена.
Почему Иисус возводит апостолов на Фавор, а не на какую-нибудь другую гору? Фавор в переводе с еврейского – чертог чистоты и света. От самого названия горы мы получаем наставление о том, что желающий присутствовать при явлении Божественной славы должен прежде всего иметь совесть свою подобной чертогу чистоты, достойному приятия в себя света благодати Божией.
Господь, взойдя на гору со своими учениками «преобразился пред ними». Почему сказано «пред ними?». Христос ни в чем не нуждается, но преобразился ради нас, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха в истинных рабов Своих. Преобразился, чтобы мы знали об уготованной нам небесной славе. Ради человека Господь создал небо и землю, моря и реки, и все что в них. Ради человека и преобразился.
На Руси праздник Преображения Господня издревле почитается – обратите внимание, сколько есть Преображенских храмов, соборов, монастырей. Можно вспомнить и славный Преображенский лейб-гвардии полк, служащие в котором солдаты и офицеры с честью служили Родине.
Дай Бог чтобы и мы, уважаемые читатели и читательницы, достойно встретили праздник Преображения Господня.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
----
( Никот )
-----

