Должны
Предположим, вы обедаете с каким-нибудь человеком,
и он плюнул вам в тарелку, и вы можете ему сказать:
что вы делаете, это нетактично.
А можно поступить и так:
взять тарелку и разбить у него на голове.
И никакого риска не будет.
Иногда нужно разбивать тарелку на голове,
доводить человеческий поступок до логического предела,
а не замазывать его.
А.С. Макаренко «О моём опыте»
Оставалось проверить еще десяток тетрадей, когда на смартфоне зазвучал Чайковский.
– Да, Людмила Петровна.
– Юлия Сергеевна, зайдите срочно в мой кабинет.
– Иду.
Юлия Сергеевна была слегка раздосадована. Она вообще не любила ходить к начальству, как и большинство людей. А тут… Прямо «срочно!». И что там может быть «срочно»? Очередной флэш-моб? Хоть бы тетради дали проверить.
Юлия Сергеевна закрыла на ключ пустой класс и поспешила к завучу. Спустившись по лестнице и пройдя в административный блок она постучала и приоткрыла дверь.
– Заходите, Юлия Сергеевна. Присаживайтесь.
Людмила Петровна смотрела на нее строго-настороженным взглядом таксы, готовой укусить, если что-то пойдет не так.
– Это Юлия Сергеевна, учительница алгебры и геометрии, и классный руководитель 5-А. А это, Юлия Сергеевна, Марина Николаевна и Дмитрий Прокопьевич…
– Артёмович.
– Извините, Дмитрий Артёмович. Родители Леши N из 10-Б. Что у вас произошло вчера?
Юлия Сергеевна бегло взглянула на супругов N. Марина Николаевна явно показалась ей лидером; она была явно сердита и ждала только повода, чтобы начать атаку. Дмитрий Артёмович был несколько похож на «быка»: крепок, полноват, с коротко стриженной головой, немного бородат. Он явно был под каблуком и без команды хозяйки в атаку бы не пошел, однако, чувствуя агрессивное настроение хозяйки, также сидел «набычившись».
– Вчера вторым уроком у 10-Б была алгебра. Я писала на доске, и объясняла классу тему. Некоторые дети баловались, смеялись, смотрели что-то в телефонах. Когда я писала на доске, я услышала звук, как будто фотографируют. Я обернулась и увидела что Алексей держит в руках смартфон. До этого я уже говорила ему, чтобы он убрал телефон, но он не реагировал. Я сказала ему, что заберу телефон…
– Кто вы такая чтобы забирать телефон моего сына?! – Марина Николаевна, улучив момент, атаковала.
– А что мне было делать, если ваш сын мешает проводить урок?
– Кому мешает? Это ребенок!! Никому он не мешает, кроме вас… Если вы учительница, вы должны знать, как ребенка заинтересовать, как успокоить! Значит ваш урок неинтересен детям, раз они не слушают.
– Баловались человек пять из тридцати, Марина Николаевна. Значит другим интересно; другим детям Леша и мешал. И мне мешал! Интересно-неинтересно… Я не могу устроить красочный концерт на теме с тангенсами и котангенсами; это всегда кому-то интересно, кому-то нет. Надо хотя бы не мешать.
Мама Лёши продолжила атаку.\
– Если вы учительница, вы должны так построить урок, так сказать…
Людмила Петровна вмешалась.
– Секундочку, Марина Николаевна… Давайте узнаем все до конца. Продолжайте, Юлия Сергеевна.
– Леша сказал: «Почему вы такая злая? Мужа нет?» Дети засмеялись. И продолжал что-то смотреть в телефоне. Я подошла и вырвала телефон из его рук, и положила на парту.
– Кто вы такая чтобы трогать ребенка?! Вы якобы учитель, вы должны…
– Я в первую очередь человек, и у меня есть чувство собственного достоинства. Я не должна терпеть выходки вашего сына, которого вы так воспитали.
– Да вы зарплату получаете с налогов, которые я плачу – Дмитрий Артемович наконец-то подал голос.
– Налоги все платят. По такой логике у меня папа – майор полиции, охраняет вас. При чем тут это вообще?
Марина Николаевна не унималась.
– Если вы называете себя учительницей, вы должны знать методики, чтобы с детьми работать…
– Я себя не называю учительницей, у меня диплом есть соответствующий. Нет таких методик волшебных, чтобы и применил – и все.
Родители Леши были обескуражены. Марина Николаевна и Дмитрий Артемович ожидали встречи с робкой учительницей, которая будет что-то лепетать в свое оправдание. Они начали прощаться.
Когда учительница и завуч остались одни Людмила Петровна начала разговор.
– Я не могла их не принять – они бы пошли к директору, либо в районо. Так что лучше было поговорить здесь. Вы меня удивили, конечно, Юлия Сергеевна! Хорошо отвечали, и правильно. Но все-таки не во всем! У учителя должен быть авторитет, так чтоб сказал – и все слушали!
– Понимаю, Людмила Петровна. Все так… Но авторитет должен быть основан на чем-то! Если дети видят что учитель – существо бесправное, что любой оболтус может обидеть учителя – откуда ж взяться авторитету? У учителя все инструменты забрали. Я не про розги говорю: голос не повысь, в угол не поставь. А какие рычаги влияния на ученика? Родителей вызывать? Заберите у полицейского пистолет и наручники, и отправьте на дежурство. Много ли будет у него «авторитета?».
– Бойкая вы, Юлия Сергеевна. В чем-то правы, конечно. Но таких случаев все-таки постарайтесь не допускать. Ну, можете идти…
Юлия Сергеевна прикрыла за собой дверь и поспешила в класс – ей оставалось проверить еще десяток тетрадей.
----
