---
Просто о теории пассионарности
Когда сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, Лев, лежал в «Крестах» под лавкой, на которой сидели зэки, он думал о том, почему же Александр Македонский напал на Персидскую империю, отправился в поход, терпел лишения и раны, и умер таким молодым? Вместо всех этих трудностей и неприятностей он мог бы жить в своей стране, царствовать и горя не знать. Так как он был царем, недостатка он ни в чем знать не мог. Возможно это было желание славы. Но почему тогда его приближённые и народ тоже пошли за ним, на эти трудности, а многие и на смерть? Почему они просто не свергли своего царя (такие примеры были)?
Постепенно, в лагерях и тюрьмах, в окопах и университетах Лев Николаевич развивал свою мысль и думал: почему один и тот же народ в одном столетии расширяет ареал своего обитания, «рожает» великих полководцев, ученых, поэтов, а в другом столетии всего это нет и в помине? Есть ли в этом какая-то закономерность, которую можно объяснить с научной точки зрения?
Размышляя в этом направлении Лев Николаевич и пришёл к выводу, что у некоторых людей, склонных к активности и сверхнапряжению ради какой-либо цели, вплоть до жертвенности, есть особое качество, которое он назвал пассионарностью (от слова страсть). И состояние народа зависит от количества пассионариев.
Вот, живёт на определённой территории какая-то группа людей. Гумилёв считал, что на свойства народа (телосложение, темперамент, характер, стереотип поведения) влияет ландшафт (горы или равнина, лес или степь), а также ископаемые и элементы, находящиеся в почве. То есть люди как-бы получают энергию от окружающей среды. В определённый момент, когда в этой группе людей накапливается энергия, достаточная не только для того, чтобы поддерживать жизнь, но и чтобы развиваться, случается «пассионарный толчок». Количество активных и предприимчивых людей растёт, а следовательно этот народ становится сильнее и активнее (пассионарии «заряжают» своей энергией окружающих). Народ развивается, ведёт войны, создаёт государство, религию, какую-то философскую мысль. То есть активность не только физическая, но и интеллектуальная, и духовная. Пассионарии не только воины (Александр Македонский, к примеру). Но и ученые, и мыслители (например, Дмитрий Менделеев, Исаак Ньютон, Аристотель) – просто их энергия и активность были направлены не на войну, как у Александра, а на знания. Пассионарии и монахи, например, или подвижники – чтобы отказаться от комфорта и уйти в пустыню, лес или монастырь тоже нужна энергия, направленная на определённую цель. Это называется фазой пассионарного подъема.
Затем, после пика, наступает фаза пассионарного перегрева. Пассионарии размножаются, как правило, много, и свою энергию передают потомкам. И если в народе накапливается чересчур много пассионариев, то они начинают конкурировать друг с другом. В результате народ уже не так успешен, как в фазе подъема, потому что нет единства.
Затем наступает иннерционная фаза – достигнутый уровень развития поддерживается, но на развитие сил уже не хватает. В этот период народ «рожает» людей искусства и интеллектуальной сферы.
Затем наступает надлом – количество пассионариев снижается.
Затем наступает фаза обскурации – общество и культура деградируют, коррупция и преступность на подъёме.
Этнос Лев Николаевич рассматривает как организм биологический – он считал, что этносу свойственны рождение и смерть.
Но может ли этнос, находящийся в упадке, снова возродиться и перейти к фазе подъема? Гумилёв говорит – да! Но для этого нужна идея. Идея, которая «замотивирует» народ. Какой-то образ… Например, во время Столетней войны французский народ вчистую проигрывал войну англичанам. Французы были в стадии упадка. И тут появляется Жанна д'Арк, которая произносит фразу: «Прекрасная Франция». И эта идея, этот образ Прекрасной Франции, о котором сказала Жанна (по Гумилёву, скорее всего, тоже пассионарий), так замотивировали французов, дали им столько сил и энергии, что они смогли перевернуть ход войны и победить. То есть важна идея, образ, цель.
Пассионарность может быть направлена и в хорошую, и в плохую сторону.
Такова пассионарная теория этногенеза, которую автор упростил. На сегодняшний день наука не в состоянии подтвердить или опровергнуть эту теорию. Так что вокруг неё споры не утихают! Но значимость труда Льва Николаевича Гумилёва состоит именно в том, что он взялся за то, за что никто не брался – попытался научными методами объяснить, почему один и тот же народ на протяжении истории переживает такие разные фазы своего развития? Почему народ сегодня энергичный и предприимчивый, а через сто лет – пассивный и бездеятельный? И наоборот. И уже сама попытка этого объяснения навсегда запечатлела имя Льва Николаевича Гумилёва в истории.
----

