кнопки

Кошелёк Payeer P1124522856

среда, 15 января 2025 г.

Амундсен .

 

---

Викинг ХХ века

Все подвиги его давно известны,

к бессмертной славе он приговорён,

и ни одной душе не интересно,

что этой славой недоволен он.

Она не стоит одного ночлега

Под спальным шерстью пахнущим мешком,

одной щепотки тающего снега,

Одной затяжки крепким табаком.

К.С. Симонов. "Старик"

Скандинавские страны в ХХ веке - удивительном веке страшных войн и тиранов, репрессий и развития медицины, веке Бухенвальда и Космоса, веке автомобилей и телевизоров подарили миру ряд выдающихся путешественников - Фритьофа Нансена, Руала (Руаля) Амундсена, Тура Хейердала. Все эти люди, презрев комфорт современной жизни, отправлялись в дальние пути подобно своим воинственным предкам, но с более мирными целями. Предлагаю вспенить Руала Энгельбрегта Гравнинга Амундсена (любителям точных переводов иностранных имён и фамилий большой привет), ведь он стал первым человеком на Земле, побывавшем на Южном полюсе и стал автором ещё кучи рекордов.

Руал родился в Норвегии в 1872   году. Детство мальчика прошло в усадьбе родителей, среди суровых лесов Норвегии. У него было много братьев, но Руал был младшим. С детства был приучен к спорту и в частности к лыжам, много времени проводил в подвижных играх на природе. С подросткового возраста вёл образ жизни спартанца: ходил большие расстояния на лыжах, делал физические упражнения,  каждое утро обливался холодной водой, спал с открытым окном (в норвежском климате!). Толчком этому образу жизни послужило знакомство с судьбой контр-адмирала Джона Франклина и покорения Северо-Западного прохода. Как вспоминал позже Амундсен: "Удивительно, что из всего рассказа более всего приковывало моё внимание именно описание лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. Я тоже хотел пострадать за своё дело, - не в знойной пустыне по пути в Иерусалим, а на ледяном Севере, на пути к широкому познанию доселе неведомой великой пустыни". 

После смерти отца дети разъехались, а Руал остался с матерью, которая убедила его поступить на медицинский факультет университета Кристиании. Руалу было неинтересно, он учился кое-как и после смерти матери учёбу бросил. Впрочем, возможно полученные знания пригодились ему во время путешествий. После этого он совершил одиночный переход Норвегии на лыжах, а затем служил срочную службу в армии. При росте 180 сантиметров благодаря физкультуре Руал был настоящим  "качком" - многие даже называли его последним викингом. Чтобы получить опыт моряка, необходимый для будущих свершений, Руал нанялся матросом на промысловое судно, а позже выдержал экзамен на штурмана. В этот период жизни Руал посещал лекции полярников и моряков, читал соответствующую литературу, проходил в морозы многодневные лыжные переходы, во время одного из которых заблудился и едва не погиб.

В 1896 году Амундсен нанялся матросом на бельгийское судно "Бельжика", которое шло у Южному магнитному полюсу. Путешествие было крайне тяжёлым: в южных широтах началась цинга, один матрос сошёл с ума и попытался уйти на Родину пешком, капитан и много членов экипажа умерли. Команда была деморализована. Амундсен охотился на тюленей, а благодаря подготовке возглавил экипаж и сумел вывезти судно из льдов. 

Вернувшись на Родину Руал совершил по Европе путешествие на велосипеде, а затем усердно учился в Гамбургской геофизической обсерватории. В 1900 году познакомился с легендарным Фритьофом Нансеном, однако, их отношения не стали дружескими, но они сотрудничали. 

Затем последний викинг купил промысловую яхту "Йоа", переоборудовал её и ходил охотиться на китов и одновременно испытывать судно в деле. Убедившись в надёжности судна Руал нанял экипаж и отправился покорять Северо-Западный путь. Поход был очень тяжёлым: с экипажем возникали конфликты, судно вмерзало в лёд, случались стычки с эскимосами. Амундсен неоднократно покидал судно и ехал на нартах, в собачьей упряжке в ближайшие города (десятки, часто сотни километров) отправить телеграмму, получить газеты. Поход продлился три года и увенчался успехом.  В Норвегии Руала встречали как героя, однако он вспоминал: " ... При возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33".

В 1907 году избран иностранным членом Русского географического общества.

Вскоре Амундсен принялся за главное дело своей жизни - покорение Южного полюса. Нансен из-за семейных проблем временно не пользовался "Фрамом" -  судном, предназначенным для хождения во льдах. На протяжении жизни Руал испытывал финансовые затруднения, а судно было надо ремонтировать перед опаснейшим походом. Правительство субсидировало часть суммы, остальное Руалу пришлось собирать с миру по нитке. Изначально наш герой собирался на Северный полюс, но он был покорён и планы изменились: некоторое время о планах Руала знали лишь три человека, которые дали подписку о неразглашении. Это пришлось делать потому, что 13 сентября 1909 года англичанин Роберт Скотт заявил о планах покорения Южного полюса:" ...Чтобы честь этого свершения доставить Британской империи". Конкуренция!

Во время подготовки экспедиции Амундсен сосредоточился - находился дома.  Были закуплены десятки ездовых собак, провиант, лекарства, эскимосские костюмы, дом в разобранном виде с печью  и многое другое. Амундсен (думаю и Скотт) воспринимали достижение полюса как соревнование; возможно норвежец больше. Амундсен пишет:"...английская экспедиция ставила своей задачей научные исследования. Полюс для неё был, так сказать, второстепенным делом, а в моём расширенном плане он стоял на первом месте".

В полночь 7 июня 1910 года "Фрам" вышел в море и взял курс на Антарктиду. В январе 1911 года подошли к Антарктиде, собрали дом и на собаках перевозили туда тонны припасов. Амундсен отобрал девять человек (включая себя) для покорения полюса. Остальной экипаж остался частично на "Фраме", частично на базе, где охотились на тюленей. До апреля Амундсен сотоварищи устроили по дороге на Южный полюс ряд складов с провиантом. Дорогу отмечали сушеной треской, которая была привязана по пути к столбам вместо флагов. С апреля по август длилась полярная ночь: участники экспедиции отдыхали на базе и набирались сил. Ели супы и курицу, пудинг, играли в дартс и читали (с собой было 80 книг).  

Одновременно готовились к походу: совершенствовали сани, раскладывали овсяные галеты, открывали банки с пеммиканом (мясной пищевой концентрат), готовили порции шоколада. 

Основное различие между экспедициями Амундсена и Скотта составляло средство передвижения: у первых собаки, у вторых - в основном лошади и моторные сани. 

Первый выход к полюсу при 56 градусах мороза был неудачным - лыжи не скользили, собаки при морозе не могли спать. Погибла одна упряжка псов, люди получили обморожения. Первые неудачи привели к конфликту Амундсена с опытным полярником Йохансеном, которого в следствии этого  Руал отстранил от основной группы. В октябре пять человек на четырёх нартах с 52 собаками отправились в путь. Часть собак по пути были убиты и закопаны для питания на обратном пути. Отправились назад и 2 человека по приказу начальника экспедиции. Путь пролегал по крутому леднику с трещинами в двадцатиградусный мороз с сильным ветром. 14 декабря 1911 года в 15:00 достигли Южного полюса, где оставили палатку, флаги и письмо Скотту и пустились в обратный путь. Это стало главным достижением нашего героя. Но теперь предстоял обратный путь, который преодолевали с поспешностью - нужно было отправить телеграммы об открытии Южного полюса.

Экспедиция Скотта позже также достигла полюса, но закончилась трагически. Мотосани вышли из строя, вся группа погибла от холода, голода, падений, обморожений и  усталости на обратном пути.

После покорения полюса Амундсен несколько лет отдыхал и готовился к новым свершениям - интервью, приёмы у королей и президентов,  лекции, отдых, воспоминания. Между прочим с англичанами были очень сложные отношения из-за соперничества и гибели капитана Скотта. Руал увлекся авиацией, выучился и стал пилотом.

В 1918 году неугомонный викинг предпринял новую экспедицию - на судне "Мод", из Норвегии по Северному Ледовитому океану, вдоль берегов России на Аляску. Поход оказался тяжёлым, долгим, и, пожалуй, неудачным. В экипаже были конфликты, сам Руал сломал руку, был едва не съеден медведем и отравился угарным газом - всё это плохо отразилось и на его здоровье. Рука вообще срослась неправильно, и врачи удивлялись как она может работать. Команда  несколько раз зимовала, входила в общение с чукчами. Есть сведения что Амундсен даже удочерил двух  чукотских девочек, но позже передал их в семью брата на воспитание. Путешествие осложнялось и Гражданской войной в России - не удалось переправиться на Аляску через Берингов пролив на нартах, дошли лишь до Анадыря. Поход закончился в 1921 году.

Затем "Наполеон полярных стран" много занимался авиацией, в частности много летал по Штатам и совершил трансарктический перелёт. Уже пятидесятилетний путешественник как-то вместе с почтальоном прошёл 1000км. за 10 дней. Нам бы такое здоровье! 

Выступал с лекциями в Японии, проехал СССР от Владивостока до Москвы поездом. Снова писал мемуары.

Погиб Амундсен как и жил: в путешествии. В 1928 году Муссолини направил генерала Нобиле в экспедицию в Артику, однако связь была потеряна. Началась поисково-спасательная операция. Руал вылетел на поиски на гидроплане "Латам 47" - больше его никто не видел, а спустя какое-то время к берегу прибило бензобак с того самого гидроплана... Возможно его пытались использовать как поплавок. Экспедиция Нобиле была спасена, в спасении участвовал экипаж советского ледокола "Красин". Предположительно, гидроплан попал в туман, приводнился и перевернулся, а шесть членов экипажа, среди которых сам Амундсен, утонули.

Амундсен не был женат и не имел детей, за исключением удочерённых девочек, о которых говорилось выше. За хозяйством присматривала старая няня Бетти, позже племянник, помогали братья. Хотя путешественник не афишировал личную жизнь, на основании некоторых воспоминаний можно предположить, что он любил, но  в силу разных обстоятельств семьи не создал. Амундсен был человеком с непростым характером, у него случались очень серьёзные конфликты в экспедициях и не только. Он изменился под конец жизни, многие даже говорили что он сошёл с ума, но автор этих строк так не считает.

В Норвегии Амундсен стал национальным героем, в Союзе были почтовые марки с его изображением, в России в честь Руала названы улицы.

Биографии таких великих людей, таких пассионариев  как Руал Амундсен вдохновляют и учат нас смелости, трудолюбию, целеустремлённости, упорству в достижении своих целей.

--




--

ажна холодно стало от сего рассказу