кнопки

Volet U398882889837 ( доллар)

среда, 30 июля 2025 г.

Пророк Илья

 

----

Пророк Илья

По прошествии дней шести,

взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его,

и возвел их на гору высокую одних,

и преобразился пред ними:

и просияло лице Его как солнце,

одежды же Его сделались белыми как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия,

С Ним беседующие.

Мф. 17:1-3

2 августа православные христиане отмечают Ильин день, как говорят в народе. Хорошо знать суть праздника! Сегодня вспомним о житии Пророка Божьего Ильи.

Родился Илья (в православных книжках пишут Илия) в древности, до Первого Пришествия Иисуса Христа; в то время еврейский народ уже не был единым, как во времена Моисея, но разделился на два царства – Израильское и Иудейское. Родной город пророка Божьего – Фесва (Фесвия), отсюда и прозвище – Фесвитянин.

Младенец был назван Илией, что означает крепость Божия. С детства он избегал грехов и всяческих удовольствий. Чтобы не жить в суете, он уходил в пустыни и горные пещеры. У Ильи болела душа: цари выносили несправедливые решения, праведники страдали, народ отвратился от истинного Бога и поклонялся идолам, принося в жертву детей.

В то время царствовал Ахаав, а столицей Израиля была Самария. Ахаав женился на дочери сидонского царя Иезавели, и она, как язычница, принесла с собой идолов, в частности Ваала, под видом которого обожествляли солнце. Ахаав построил капище, кланялся идолу сам и заставлял подданных. К этому-то царю и пришел Илья Фесвитянин и сказал: «Жив Господь Бог Всемогущий, Бог Израилев, пред которым я стою. Если в эти годы падет на землю роса или дождь, то не иначе, как только по моему слову».

По слову пророка небо заключилось и настала засуха, а в следствии этого – неурожай и голод. Также пересыхали  и источники воды – ручьи, реки.

Господь направил Илию к потоку Хорафу, из которого  он пил, а вороны каждый день приносили пророку хлеб и мясо, по велению Бога. Некоторое время он жил у потока; когда же он высох, Господь повелел Илие идти в Сарепту Сидонскую. В этом городе он поселился у бедной вдовы, которая жила с сыном-отроком. Вдова жила очень бедно: в кадке у нее оставалась горсть муки, а в кувшине немного масла. И здесь произошло чудо: несмотря на крайнюю нужду, вдова угостила пророка, и масло и мука не истощались, пока не закончился голод. По молитве пророка воскрес и умерший отрок, сын вдовы. По преданию, этим отроком был Иона, который в будущем будет проглочен китом и пребудет в его чреве три дня, что стало прообразом тридневного Христова Воскресения.

После пребывания в Сарепте Сидонской Господь отправил пророка Илью к царю Ахааву. При встрече пророк смело обличил царя и потребовал, чтобы тот собрал народ на горе Кармил, а также жрецов Ваала. Илья предложил своеобразное соревнование. Так как в те времена Богу приносили в жертву животных, Фесвитянин предложил дать одного тельца жрецам Ваала, а другого ему. На чьего тельца с неба сойдет огонь, там истинная вера.

«Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог, выведший вас из Египта, – Бог, то почему вы не следуете ему? Если же Ваал – бог ваш, то идите за ним». Так говорил Илья.

Пророки Ваала, положив тельца на жертвенник и обложив дровами, громко призывали своего бога, молились, кололи себя ножами до крови. Но ответа не было – телец был невредим.

Спустя некоторое время пророк Илья стали смеяться над жрецами Ваала, говоря: «Кричите громче, чтобы бог ваш услышал вас. Должно быть, он сейчас занят чем-нибудь, или задумался, или в дороге, или уснул. Кричите как можно громче, чтобы разбудить его». Как мы видим, пророку Илье была не чужда ирония.

Усилия жрецов Ваала были тщетны. Тогда пророк Илья восстановил жертвенник Господу, возложив двенадцать камней – по числу колен Израилевых. На жертвенник положил тельца и дрова. Вокруг приказал выкопать ров и наполнить водой. После приготовлений Илья стал молиться; и сошел от Господа огонь с неба, и уничтожил все: дрова, тельца, камни, и даже воду во рву. Видя все, что случилось, народ закричал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!».

Пророк же сказал народу про жрецов Ваала: «Хватайте их, чтобы ни один не укрылся!» Илья лично отвел их к потоку Киссону и своими руками заколол. Всем, кто пытается «обличить» Илью Фесвитянина в этом деянии напомню, что святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, и множество других святых воинов воевали с мечом в руке. В те времена действовали суровые законы Ветхого Завета, а сами жрецы Ваала приносили в жертву детей, как говорит об этом пророк Иеремия: «Устроили капища Ваалу в долине сынов Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоха, чего Я не повелевал им, и мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду».

После этих деяний Пророк Илья взошел на гору Кармил и помолился, и по его молитве на сухую землю пошел сильный дождь. Видя все пришедшее, Ахаав осознал свои заблуждения и оплакивал свои грехи по пути в Самарию. Святой же Илья бежал впереди него, радуясь о славе Господа Бога.

Иезавель же, желая отомстить за жрецов, послала к Илье человека с угрозами. Было передано, что она убьет его завтра. Илья, чтобы сохранить свою жизнь, бежал в Иудейское царство, в Вирсавию, и пошел в пустыню.

В пустыне Илья печалился о том, что беззакония продолжаются. Пройдя день пути, он сел под можжевеловым кустом и просил у Бога себе смерти: «…Возьми теперь душу мою, неужели я лучше отцов моих?!» 

Но Господь решил ободрить Илью. Когда он уснул, Ангел Господень поставил около него кувшин воды и опреснок. Подкрепившись Пророк по велению Бога сорок дней шел до горы Хорив. 

На горе Хорив Господь Бог явился Илье в тихом ветре и говорил с ним. Он повелел ему помазать некого Елисея в пророки, а Иуия – на царство, и возвестил ему грядущую гибель Ахаава и Иезевели.

На пути от Хорива Илья встретил Елисея, сына Сафатова, пашущего землю, и взял его с собой как слугу и ученика.

Ахаав же решил купить виноградник у некого Навуфея.  Тот отказал, потому что по ветхозаветным законам не мог продать наследственные владения (Чис. 36; 7). Царь опечалился отказом, но Иезавель с его молчаливого, видимо, согласия написала приказ старейшинам от имени царя, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, что он якобы злословил Бога и царя. Навуфея по ложному обвинению побили камнями, и Ахаав бесплатно завладел виноградником, как конфискованным имуществом.  Когда Ахаав пошел в тот виноградник Илья Фесвитянин встретил его на пути и сказал: «Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно завладел его виноградником, говорит Господь: на том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, свиньи и псы будут лизать и твою кровь. Жену твою Иезавель съедят псы, и весь до твой будет истреблен».

Ахаав покаялся в преступлении, и Господь сказал Пророку, что отложит наказание до смерти царя. Через три года Ахаав погибнет на войне с сирийским царем Венададом. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и его кровь, текущую с колесницы, лизали свиньи и псы. Другие пророчества также исполнились позже.

Воцарился сын Ахаава, Охозия. Он слушал советы своей матери, Иезавели. Однажды он упал из окна и сильно заболел. Охозия послал людей к жрецам Ваала узнать, выздоровеет ли он. По пути Илья встретил их и сказал: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать ку Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, так говорит Господь: с постели, на которую ты слег, не встанешь, но умрешь на ней».

Услышав такие слова, царь послал воинов привести Илью. Но Пророк попросил Господа, с неба сошел огонь и сжег всех тех, кто пришел взять его. Спустя время, по повелению Бога, Илья сам пришел к Охозии и повторил сказанное.  Вскоре Охозия умер.

Вскоре после этих событий Илья и Елисей пришли на берег Иордана. Воды реки расступились перед ними, когда Илья ударил своим плащом. Вслед за этим он был взят живым на небо в вихре, на огненной колеснице с огненными конями, что видел Елисей.

Так что Илья пребывает живым во плоти где-то, в месте, о котором ведает Господь. Он вернется на Землю перед кончиной мира, чтобы обличить антихриста с его лживыми чудесами. Придет со своим собратом по духу, праведным Енохом, о чем сказано в Апокалипсисе: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище…»

Илья – грозный мститель за правду Божию, и не раз совершал суровые чудеса. Он не терпит кощунства. В то же время он является и помощником христиан во многих нуждах, но прежде всего ему молятся при бездождии, для охранения от голода и преследований. У славянских народов сложено много мифов об Илье. Его издревле почитали на Руси: князь Аскольд еще в IX веке воздвиг храм в честь его имени. Что и говорить, если самый легендарный русский богатырь – Илья Муромец! Сведения о жизни Пророка Ильи изложены в Третьей книге Царств (главы 17-21) и Четвертой (главы 1-3). Имя Пророка Ильи упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Это еще раз напоминает нам о единстве Библии и недопустимости хулить Ветхий Завет, при всем том, разумеется, что Новый важнее для нас.

Будем почитать, братья и сестры, Пророка Илью и его праздник, чтобы он помогал нам.

Ра́дуйся, Илие́, вели́кий проро́че, втора́го прише́ствия Христо́ва сла́вный предте́че.

Велича́ем тя, святы́й проро́че Божи́й Илие́, и почита́ем е́же на колесни́це о́гненней пресла́вное восхожде́ние твое́.


----

( Никот )


---