---
Иван Грозный. Часть VI. Последние годы.
В сентябре 1569 года Мария Темрюковна умерла. Распустили слух о том что Царицу «извели», как повод убрать неугодных. Князь Владимир Андреевич, который много лет назад, во время болезни Царя долго не хотел присягать его сыну, давно жил в опале, служил Отечеству и выполнял все приказы Царя. Иван приказал ему с семьёй явиться к нему в Александровскую слободу. Ничто не предвещало беды; однако в нескольких верстах от слободы князя с супругой Евдокией и двумя детьми взяли под конвой и доставили к Ивану Васильевичу. Тот принудил всю семью выпить яду и смотрел на их предсмертные муки; призвав боярынь и служанок Евдокии сказал, что дарует им жизнь. Но те, видя тела всей семьи, ответили: «Мы не хотим твоего милосердия, зверь кровожадный! Растерзай нас: гнушаясь тобою, презираем смерть и муки!» По приказу Ивана их раздели и расстреляли. Мать Владимира Андреевича, Ефросинию, вместе с Александрою, вдовой его покойного брата (обе на то время уже были монахинями) утопили в Шексне.
Близились беды Новгорода. Какой-то волынский бродяга, Пётр, как утверждают, за какие-то худые дела был наказан в Новгороде. Тогда он написал поддельное письмо о том, что Новгород готов перейти под власть польского короля, и спрятал его в новгородском храме, за иконой. А сам отправился с доносом к Царю; тот отправил с ним человека и нашел «письмо» в указанном месте. Тогда Царь, взяв с собой Царевича Ивана и дружину, отправился на Новгород. На пути к городу находился монастырь, в котором пребывал Митрополит Филипп, который обличал Ивана. Малюта Скуратов явился в обитель и задушил Святителя подушкой в келье; позже Митрополит Филипп был причислен к Лику Святых. По пути также была разорена Тверь; в Торжке перебили литовских и крымских пленных, при чём крымцы, защищаясь, тяжело ранили Малюту Скуратова. Убивали встречных, чтобы сохранить поход в тайне.
В январе 1570 года войска Ивана, заблокировав город со всех сторон вошли в город. Иван обругал Архиепископа Пимена, побывал на Литургии и сел обедать с боярами; вдруг завопил страшным голосом; прибежали воины, схватили Архиепископа, посадили в плохой одежде на клячу с волынкою и бубном, как скомороха, возили по улицам, после чего увезли в Москву.
В самом же городе начались ужасные дела. Воины Ивана врывались в любые дома, монастыри и делали что хотели. А на берегу Волхова, где он не замерзает, устроили суд. На суд приводили сотнями в день, целыми семьями; «виновных» бросали в воду. Воины кололи и рубили тех, кому удавалось выплыть. Всего за пять недель пребывания Ивана в Новгороде погибло до шестидесяти тысяч человек. Погибали и после, от голода и мора: река была завалена трупами, что и спровоцировало мор, а продукты, которые не смогли забрать, люди Ивана бросали в реку. Пскову готовилась участь Новгорода, но благодаря мудрой и смиренной позиции князя, Юрия Токмакова, и обличениям юродивого отшельника Салоса город был спасён.
Вернувшись в Москву Иван продолжил бурную деятельность. Были задержаны печатник Иван Висковатый, казначей Никита Фуников, боярин Семён Яковлев, думные дьяки Василий Степанов и Андрей Васильев, а вместе с ними и новый любимцы Ивана: отец и сын Басмановы, Вяземский. Всех пытали; некоторые умерли под пыткой, другие «выдали сообщников», так что количество задержанных увеличилось.
На 25 июля на площади в Китай-городе была назначена казнь. Были поставлены 18 виселиц, разожжен большой костёр, над которым был подвешен огромный котёл с водой. Были приведены сотни арестантов; жители в страхе попрятались по домам. По приказу Царя их согнали на площадь, и он спросил: «Народ! Увидишь муки и гибель; но караю изменников! Ответствуй: прав ли суд мой?» Ответили: «Да живёт многие лета государь великий! Да погибнут изменники!» Иван даровал жизнь 180 людям; остальных ждала казнь. Их вешал вверх ногами и рубили на куски, обливали кипятком и прочее. Воины же стояли и кричали: «Гойда! Гойда!»
После этого Иван поехал к вдовам Фуникова и Висковатого, смеялся над ними, пятнадцатилетнюю дочь Фуникова отдал сыну Ивану, а после всех этих женщин заточил в монастырь, где они и умерли с горя. 80 вдов казнённых дворян были утоплены в реке.
После того продолжились казни многих людей, в том числе заслуженных воевод: князя Петра Оболенского-Серебряного, воеводу Кирика-Тыркова и многих других. Воевода Никита Козаринов-Голохвастов, ожидая смерти, принял монашество: Иван приказал взорвать его на бочке с порохом, шутя, что Схимники – Ангелы, должны лететь на небо. Во время всех этих казней воины стояли рядом и кричали: «Гойда! Гойда!»
Однажды шут, князь Осип Гвоздёв разгневал Царя шуткой: Иван вылил на него миску горячих щей, а когда тот стал вопить, добил ножом. Однажды пришёл к нему воевода Старицкий, Борис Титов, поклонился и поздоровался. «Будь здрав, любимый мой Воевода: ты достоин нашего жалованья» – и ножом отрезал ему ухо. Воевода со спокойным лицом удалился, благодарив Царя.
В ту пору крымский хан Давлет-Гирей предпринял новый поход на Москву. Но многие опытные и смелые воеводы к тому времени уже были казнены: Царь же убежал из под Серпухова в Ярославль. Когда же крымцы подошли к Москве, воеводы вместо того чтобы действовать активно завели войска в пригороды и посады Москвы. Недолго думая, Давлет-Гирей приказал поджечь город; деревянные строения вспыхнули как спички. Так бесславно погибла армия, а с ней и жители города, не менее ста тысяч человек. Главный воевода, князь Бельский, задохнулся в подвале собственного дома; погиб боярин Михайло Вороной, доктор Царя Арнольф Лензей, 25 английских купцов. Далет-Гирей, набрав огромное количество невольников, вернулся в Крым. Иван же в то время расформировал опричнину.
В эти годы удалой Ермак с дружиной (поход был организован купцами Строгановыми) покорил Сибирь. Да, именно так: Ермак покорил Сибирь во времена Ивана Грозного. Потому что роль Ивана в этом деле не была решающий. Сказать «Иван Грозный присоединил Казань» можно, на то есть основания. А про Сибирь так сказать нельзя. Мы знаем, что Америку открыл Христофор Колумб, а не Фердинанд и Изабелла, которые правили в то время в Испании.
В последние годы Иван ещё несколько раз женился. После Марии Темрюковны его супругами были Марфа Васильевна Собакина, Анна Алексеевна Колтовская, Анна Григорьевна Васильчикова, Мария Фёдоровна Нагая (мать Святого Царевича Дмитрия Углицкого). Случилась с Иваном и страшная трагедия: он убил своего сына.
В своём сыне, Иване, Царь готовил России продолжение самого себя. Царевич участвовал государственных делах, но и в тиранстве, в казнях. Впрочем, чувство честолюбия или патриотизма ещё жило в нём. Как-то он спорил с отцом, убеждая того отправить его с дружиной на литовцев и поляков (в то время шли переговоры о мире в Ливонской войне). То было в Александровское слободе. Царь в гневе закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свернуть меня с престола!» и замахнулся жезлом; Борис Годунов попытался удержать его, но Иван сильно ударил сына по голове. Царевич упал в крови; гнев отца тут же прошёл; он обнимал сына, плакал, звал врачей. Тщетно! Через несколько дней Иван умер.
Возможно это убийство приблизило и смерть самого Царя. Он ещё занимался государственными делами, был не стар, высок, крепок телом, но самочувствие его становилось хуже. Мог ли он прожить долго, если в его душе было столько гнева, подозрительности, страха, постоянного напряжения?
Зимой 1584 года его болезненное состояние стало заметным. В это время явилась комета с крестообразным небесным знамением: Царь посчитал это знаком своей близкой смерти. Он собрал 60 астрологов, в том числе из Лапландии, поселил их в Москве. Они предсказали, что он умрёт 18 марта; Иван же приказал им молчать под страхом сожжения.
Вскоре он занемог опасно: вся внутренность его стала гнить, а тело – пухнуть. Он лежал: в часы же облегчения любил рассматривать сокровища. 17 марта от тёплой ванны ему стало лучше; на следующий день он приказал убить астрологов, но те ответили, что осталось ещё несколько часов. Иван почувствовал облегчение, сел в халате на постели и расставлял шашки, намереваясь играть с Бельским… Вдруг упал и закрыл глаза навеки, между тем как врачи тёрли его крепительными жидкостями, а Митрополит читал молитвы пострижения Ивана в иноки с именем Ионы. Народ Ивана оплакивал. Погребли Царя в храме Святого Михаила Архангела.
Иван Грозный был человеком умным, деятельным; он думал о государстве. У него был широкий кругозор, он был хорошо образован.
Так что сами решайте, дамы и господа, нужно ли ставить памятники Ивану Грозному или нет. Есть, правда, люди, которые утверждают, что Царя Ивана оговорили, что никаких этих зверств не было. Предположить можно всякое, конечно; главное чтобы для этого были основания. Как «оговорили»? Подделали все летописи, все воспоминания? А как тогда быть с почитанием Православной Церковью Митрополита Филиппа?
После смерти Царя Ивана Грозного правил его сын Фёдор, затем Борис Годунов; затем Россия погрузилась в Смуту, пока на царство не была призвана династия Романовых.
----
---






























