---
Бич Божий
В древности люди все события связывали с явлениями потусторонними, часто с последствиями своих правильных и неправильных действий. И были во многом правы. Масштабные бедствия – засуху, голод, моры, войны рассматривались как наказание за грехи. Иван Ильин пишет, что в данных случаях уместен вопрос не столько "За что?", сколько "Зачем?" – чтобы человек очистился, стал лучше. Но мы не будем рассматривать такие сложные, религиозно-философские вопросы, а вспомним о человеке, которого называли Бичом Божиим – Аттилу.
Говоря об Аттиле, нельзя не сказать несколько слов о гуннах – ведь великий и ужасный вождь был изрядным, но в то же время типичным гунном. Впервые о народе гуннов (некоторые называют народ хунну) упоминается в китайских хрониках ІІІ столетия до Рождества Христова. Китай в то время уже достаточно развитое государство с письменностью, армией, техникой. И вот на это-то государство и совершают постоянные разорительные набеги кочевники, живущие в Забайкалье и нынешней Монголии. Гунны были воинственны, привыкли вести суровую кочевую жизнь в просторных монгольских степях, переправляться через быстрые реки, взбираться на скалы. Охотились на многочисленную в то время дичь и довольствовались простой, но здоровой пищей. Постоянные конфликты с гуннами вынудили китайцев построить Стену. Гунны же, вряд ли слыша о Цое "Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь", в путь всё-таки отправились.
Как нож сквозь масло прошли они от пределов страшной пустыни Гоби через Волгу, Дон, степи близ Азовского и Чёрного морей и осели на землях современной Венгрии. Племена, которых по пути завоевали гунны, тоже были не лыком шиты, но устоять не смогли. Разумеется, этот путь был пройден не быстро.
Осев на новой родине, гунны придерживались традиций своих предков – совершали набеги на соседей и пасли скот, служили наёмниками у дряхлеющего Рима. Потихоньку их цивилизация развивалась – научились строить деревянные дома, стенобитные машины и тараны. Однако письменность так и не возникла: о гуннах мы узнаем из летописей других народов, из воспоминаний послов к ним. На этом этапе развития гуннов, примерно в начале V века после Рождества Христова в знатной семье рождается Аттила.
О детстве Аттилы неизвестно. Когда умер некто Руа, дядя Аттилы, тот начал править вместе с братом, которого звали Бледа. Разгромив королевство германцев Бургундию, гунны совершили поход на Византию. Бледа правил недолго: брательник убил его – вероятно отравил.
Как-то раз один пастух-гунн заметил, что корова его ранена. Он пошёл осматривать поле и нашёл меч. Когда он принёс этот меч Аттиле, тот сказал что это меч бога войны, и что это сулит победы.
Затем "перспективный политик" вновь пошёл на Византию — разрушил на Балканах десятки городов, дошёл до Греции, взял огромную дань и вернулся в родные пенаты.
Дальше идут интриги, достоверность которых неизвестна. Якобы сестра императора Рима, Гонория, находясь в опале и ссылке (внебрачная беременность) послала письмо к Аттиле, прося его помощи. Спустя некоторое время Аттила потребовал её руки, ссылаясь на это письмо. Римляне отказали (к тому времени Гонорию выдали замуж за одного сенатора) и вождь гуннов, используя ситуацию как предлог, пошёл войной на Рим.
Гунны пошли на территорию современных Германии и Франции, захватив много городов, в частности Кельн и Реймс. В 451 году армии гуннов с союзниками и римлян с союзниками сошлись в битве на землях Шампани. Резня была жуткая, решительной победы не одержал никто, хотя полководец Рима Аэций захватил инициативу: гунны заперлись в лагере, окружили себя телегами и осыпали врагов стрелами, а после организовано отошли.
В следующем году Аттила повёл своих бойцов в Италию, взял Милан и другие города. Тогда же состоялась его легендарная встреча с Львом І – первым Папой Римским. Неизвестно, о чём они говорили, но в результате Аттила повернул войска и ушёл на Дунай. Это большая тайна. Кстати, при всей критике современного католичества прошу воздержаться от критики Льва: тогда Церковь была ещё единой, и Лев Великий является и православным святым. О чём говорил Лев с Аттилой – большая тайна.
Вернувшись в родные края Аттила пошёл на хитрость: угрожал войной Византии, а сам совершил поход на земли нынешней Франции. После всех этих походов и битв Аттила берёт себе в жёны (у него их было много, так как он был язычник) красавицу Ильдико, по видимому из германского племени.
Однако брачная жизнь выдалась непродолжительной. Наутро после первой брачной ночи Аттила был найден мёртвым в своей постели, в крови. Есть две версии его смерти: по одной, вождь гуннов переел и перепил на брачном пиру: ночью у него носом пошла кровь, а так как крови было слишком много, она пошла и в горло, и Аттила буквально захлебнулся собственной кровью. По другой версии, его убила Ильдико, мстя за своих родственников, которых убили гунны, что вошло во множество легенд.
После этого империя Аттилы распалась, а гунны со временем растворились в других народах. Сейчас их потомками считают себя венгры, но многие другие народы считают себя их потомками.
Гунны же, совершив тризну по своему вождю, положили его в три гроба – золотой, серебряный и железный. Затем остановили течение реки (возможно Дунай, но есть много гипотез), построив дамбу, зарыли гроб в самом русле реки, разрушили дамбу и пустили воду в прежнее русло. Затем убили тех, кто делал все эти работы, чтобы никто не узнал места захоронения. Могила не найдена до сих пор.
Аттила стал для европейцев личностью легендарной – его образ есть и в "Песне о Нибелунгах", и в "Старшей Эдде", во множестве мифов.
Чему нас учит эта история? Думаю, стараться меньше грешить, исправляться, чтобы не постиг нас Бич Божий.

