---
Царственные Страстотерпцы. Часть VI. Неволя и смерть.
Когда Николай был вынужден отречься, вся Семья находилась в Царском Селе, а девочки болели корью. Это было шоком; однако Императрица умела держать себя в руках и вела себя с достоинством. Когда Николай вернулся, уже как бывший Император, их встреча была тёплой. Семья была единой в несчастьях.
Временное правительство приставило к Семье караул и никуда из дворца не выпускало. Искали доказательства преступлений, шпионажа в пользу Германии, но ничего не нашли. Отношение караульных к узникам было разным: у одних уважительное и сочувственное, у других наоборот.
Многие слуги и приближённые пожелали остаться с Семьёй чтобы поддержать; часть были допущены, часть нет. Многие и предали.
Родители и дети были истинно православными христианами. Вера поддерживала их, помогала не отчаиваться. В саду был разбит огород, где Семья выращивала овощи.
В августе 1917 года временное правительство перевозит узников в Тобольск. Зачем это было сделано и почему в Тобольск? Якобы для безопасности. Врачи советовали крымский климат, цесаревич в нём нуждался. Однако Керенский отказался, заявив, что беспокоится о безопасности узников, потому что в Крым "придется ехать через всю рабоче-крестьянскую Россию". Но в Тобольск ехать по той же стране! Так что это сделано либо из мести Романовым, либо чтобы не дать им спастись.
В Тобольске Семья жила в двухэтажном губернаторском доме, имела возможность переписки и обмена посылками. Отношения с караулом были разными: были солдаты, с которыми цесаревич играл в шашки, но были и другие, которые специально разрушили ледяную горку, по которой катались узники, и которую они сами сделали. Александра Фёдоровна с дочерями много шили и вышивали, Николай Александрович с сыном любили чистить снег. Вся Семья любила церковные службы, когда разрешали их посещать. Любили читать. Любили также пилить дрова, кроме Царицы, так как проблемы со здоровьем у неё были. Почему-то охрана запретила узникам пилить дрова, видимо назло.
Следователь Николай Соколов, чья работа "Убийство Царской семьи" является фундаментальной пишет, что в ту пору в Тюмени находился некто Соловьёв, муж дочери Распутина Матрёны. Соловьёв, строя из себя помощника Семьи, втирался в доверие всем добровольцам, тайно приезжающим в Тюмень и желая помочь узникам. Подельник Соловьёва Марков показал, что до войны Соловьёв жил в Берлине, а затем в Индии, где учился каким-то "духовностям". Вообще вся история эта очень таинственная.
Пережили в Тобольске и октябрьский переворот, а весной 1918 года большевики объявили что перевозят Николая. Это стало ударом. Куда увозят? Зачем? Предполагали, что хотят вынудить подписать мир с немцами. Александра Фёдоровна была в тяжёлом положении: она хотела ехать с мужем, чтобы помочь ему, чтобы не дать подписать предательский "мир". Дело осложнялось тем, что в ту пору был болен Алексей, который очень страдал. В душе Александры Фёдоровны боролись чувства Императрицы и жены с чувствами матери. Первые перевесили, и она уехала вместе с Николаем Александровичем, взяв княжну Марию Николаевну с собой.
Остальные дети и основная часть слуг уехали позже, и к началу лета 1918 года вся семья была помещена большевиками в доме Ипатьева. Большевики называли его "дом особого назначения". Обстоятельства стали более стеснёнными: Царь и Царица с Алексеем жили в одной комнате, девочки в другой. части слуг также запретили последовать за узниками, при чём некоторые были убиты. Не допустили и иностранных учителей, француза Жильяра и англичанина Гиббса. Жизнь стала сложнее. Охрана была в разы грубее, чем в Тобольске. Охранники воровали личные вещи, писали похабщину на стенах.
Охрана частично была привезённой большевиками, частично набиралась из местных, которых брали просто как на работу и платили жалованье. Позже в охране появятся латыши. Охрана делилась на внешнюю и внутреннюю. Иногда разрешали прийти священнику и отслужить службу. Монахини из местного монастыря приносили узниками молоко, яйца и т.п.
В начале июля комендантом дома Ипатьева стал Яков Михайлович Юровский, чей отец, Хаим, был выслан в Сибирь из Полтавской губернии за кражу. Так что Юровский родился в Сибири, учился в Томске в еврейской школе "Талматейро", работал часовщиком, а позже жил в Берлине где принял лютеранство. После этой поездки он возвращается с деньгами и начинает революционную деятельность. За это его ссылают, но в войну призывают в армию. После революции он занимается агитацией солдат в пользу большевиков. У него был характер деспотический. Видные напарники Юровского – Шая Исаакович Голощёкин и Александр Георгиевич Белобородов.
14 июля священник Сторожев служил в доме Ипатьева. На службе кроме Семьи присутствовал доктор Боткин и некоторые девушки-служанки. Сторожев вспоминает, что вопреки обыкновению в этот день узники были утомлены, не пели как обычно, а при словах "Со святыми упокой" опустились на колени. Возможно, они услышали разговоры палачей или те сами сказали им о своих планах.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года всю Семью и приближённых разбудили и потребовали срочно пройти в подвал, потому что город обстреливают, и надо укрыться.
В полуподвальное помещение спустилась Семья Романовых ( 7 человек), доктор Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Алоизий Трупп. Юровский с подельниками зашёл в комнату вслед за жертвами и предположительно зачитал приказ о расстреле. Якобы Юровский первым выстрелил в Царя Николая и убил. Тут же убийцы открыли ураганный огонь по всем находившимся в комнате, а выживших добивали штыками.
Когда преступление было сделано, убийцы стали заметать следы. К дому подогнан небольшой грузовичок, в который и положили тела.
Исполнители преступления известны: Юровский с подельниками. Кто же был заказчиком(и) и каковы его(их) мотивы? Доподлинно неизвестно. Следы от Юровского ведут к Свердлову. Яков Михайлович (по другим данным Моисеевич) Свердлов был профессиональным революционером-большевиком, родом из Нижнего Новгорода. Каковы были его мотивы? Был ли он самостоятелен или кто-то за ним стоял? Думаю всё-таки за ним кто-то был. Но мы не будем долго на него отвлекаться: историки до сих пор спорят. Интересно другое: у Свердлова был родной брат Ешуа-Соломон (в крещении Зиновий). Так вот, его крестным отцом стал Максим Горький! В честь Горького Зиновий Свердлов берёт себе настоящую фамилию писателя – Пешков. Зиновий Пешков эмигрировал во Францию, воевал в І Мировой, дослужился до генерала и вообще был очень влиятельным человеком во Франции. Приезжал он и Россию во время Гражданской.
В те годы в 20 верстах от Екатеринбурга, на берегу Исетского озера, в непроходимых уральских борах находилась маленькая деревенька, Коптяки. Её жители занимались сенокосом и рыбной ловлей. Примерно в четырёх с половиной верстах от Коптяков, у дороги находились два сосновых пня. Народная молва гласила, что там когда-то росли четыре сосны. Их называли Четырьмя Братьями, а от этого так называлось и всё урочище, там расположенное. В урочище этом когда-то добывали железную руду. К 18 году всё это было заброшено: шахты поросли травой и обвалились, дорожки, по которым вывозили руду, заросли. Однако когда руду ещё добывали, из земли доставали глину и складывали рядом. Так что в ту пору там была глиняная площадка, на которой ничего не росло. Была рядом и одна шахта, которая сохранилась лучше других. Глубина её была около 11 метров, а стены выложены крепкими бревнами. Бревнами она делилась на 2 колодца: через один когда-то спускались рабочие, а через другой откачивали воду. В шахте всегда стояла вода. Всё урочище укрыто от посторонних взглядов густой растительностью.
Утром 17 июля крестьянка Настасья Зыкова с сыном и невесткой ехала из Коптяков в Екатеринбург. Она ехала продавать рыбу, а сына большевики призывали в армию. Недалеко от Четырёх Братьев навстречу им попались красноармейцы с телегами и лошадьми. Они начали стрелять в воздух и заставили Зыкиных повернуть обратно под угрозой убийства. Зыкины вернулись домой и известили односельчан о всём виденном. Некоторые крестьяне втихаря пошли на разведку, и недалеко от урочища увидели, что трава сильно помята, погнуты маленькие деревья, чего обычно в этих глухих местах не было. Их обнаружил красноармеец и прогнал, сказав, что там будут учения по метанию бомб. Местность была оцеплена большевиками с утра 17 до 6 утра 19 июля. В эти дни на руднике были слышны взрывы гранат.
25 июля при приближении армии Колчака большевики бежали из Екатеринбурга. 27 июля крестьяне Папин и Михаил Алфёров сообщили белогвардейцам что рудник был оцеплен. В тот же день эти крестьяне из любопытства подъехали к урочищу, оставили лошадей и пошли к руднику. Тут их охватил безотчетный страх. Папин: "Стало тут нам почему-то жутко. Решили мы собраться народом как следует и идти. Тут же мы, ничего не трогая, ушли".
Колчак приказал начать следствие. На рудник приехали следователи и слуги Семьи. Были обнаружены следы костров, осколки костей, частицы олова и драгоценностей, пуговицы, иконы. Как показали слуги, некоторые драгоценности были зашиты в одежды убитых, и потому убийцы их не нашли. Видимо было так: тела привезли в урочище ночью, сорвали одежду и начали расчленять. Когда разрезали одежду некоторые пуговицы и спрятанные драгоценности упали на почву и во тьме были втоптаны убийцами в почву. Главной целью было уничтожить тела: аптекари из Екатеринбурга показали, что в те дни большевики с распоряжением комиссара Войкова взяли у них много серной кислоты. Также было установлено, что большевики забирали большое количество бензина (видимо чтобы сжечь тела). Частицы олова можно объяснить так: в телах были пули. Когда тела сжигали, олово плавилось и вытекало, а после застывало опять. Все эти улики были обнаружены частично в шахте, частично на глиняной насыпи и земле около нее. Была обнаружена убитая собака: как показал англичанин Гиббс, учитель, собака по кличка Джемми принадлежала Анастасии Николаевне. Труп собаки хорошо сохранился, потому что был брошен на дно шахты, где было холодно. На дорогах были обнаружены следы машин, телег и лошадей; многие деревца были объедены лошадьми. Соколов пишет, что в начале следствия кто-то выкинул часть найденных улик.
Матрос Ваганов, один из тех, кто развернул Зыкиных, не успел бежать и был убит рабочими. Большевики же, уходя, оставили в городе агентов, которые пытались пустить следствие по ложному пути, показывая что Семья спасена, либо спасены некоторые. Обстоятельства заключения и убийства известны также от охранников, которые нанимались охранять узников дома Ипатьева за плату. Некоторые из них не видели в своей работе ничего дурного и остались в городе. Был осмотрен также дом Ипатьева: убийцы очищали пол и стены от крови песком и мыли, но в щелях её следы были найдены. Были обнаружены следы от ударов штыками на полу, отверстия от пуль в стене и полу, книги и вещи узников. На стене была обнаружена надпись на немецком, несколько изменённая строфа из творения Гейне, отсылка к Библии: "В эту самую ночь Валтасар был убит своими холопами", а также четыре знака, о которых следователь Соколов не уточняет.
Так закончила свой земной путь Семья Императора Николая.
Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены Православной церковью к лику святых как Страстотерпцы. Страстотерпцы – те святые, которые подражая Христу, с терпением переносили страдания и смерть от политических противников. Широко известны страстотерпцы Борис и Глеб. Господь не позволил бы причислить к лику святых людей этого недостойных.
Жизнь и подвиг Царской Семьи заслуживает уважения.
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!
---
--
--
Суд жа состоит в том , что Свет пришел в мир ...