кнопки

Volet U398882789837 ( доллар)

пятница, 16 января 2026 г.

Круче детектива

 

---


Круче детектива

Есть в обществе много стереотипов, и один из таких говорит о том, что история – скучная наука. Это вовсе не так; в истории много сюжетов, которым позавидовал бы Конан Дойл, Эдгар По et cetera. Рассмотрим один из исторических детективов.

В то время, когда Александр Македонский нанёс персидскому войску ряд поражений, царь Персии Дарий отправил к нему послов с предложениями о мире. Предложение показалось выгодным одному из главных сподвижников Александра, Пармениону, который сказал, что согласился бы, будь он Александром. «Я тоже согласился бы, если бы был Парменионом!» – воскликнул Александр, и предложения о мире отверг. Эта фраза известна многим, но неизвестна дальнейшая судьба Пармениона – опытного военачальника, который воевал ещё при Филиппе, отце Александра.

Начнём издалека. Как-то армия Александра стояла лагерем девятый день; и вот, некто Димн, человек среднего положения, ведёт своего любовника, юношу Никомаха, в храм, (в древнем мире содомия была распространена), и доверяет ему страшную тайну: что есть группа заговорщиков, которые хотят убить Александра (при этом убедив Никомаха дать клятву, что он его не выдаст). Никомах же сразу рассказал о полученных сведениях своему брату Кебалину (сам идти доносить не хотел, опасаясь что Димн выследит его). Кебалин же не мог войти в шатёр к Царю, так как не был его приближенным. Он обратился к Филоту, сыну Пармениона, который занимал значительную должность, и рассказал ему о заговоре. Но Филот проигнорировал это обращение и не донёс Александру, хотя дважды разговаривал с ним. Тогда Кебалин рассказал о заговоре Метрону, начальнику склада с оружием, который и донёс Царю.

Послали людей  арестовать Димна; но тот пронзил себя мечом и умер. Чтобы узнать сообщников, допросили Кебалина, и он показал, что два дня докладывал Филоту, но тот ничего не передал Александру. Таким образом Филот попал под подозрение; но Александр некоторое время не показывал виду. Но затем он приказал схватить спящего Филота и привести к себе в шатёр (у Филота, как у всякого вельможи, было много врагов, которые и повлияли на решение Царя).

По древним македонским обычаям Царь самостоятельно не выносил смертный приговор: во время мира приговор выносил народ, во время войны – войско. Поэтому Александр собрал всех бывших в лагере вельмож и воинов; был приведён Филот. Главным вопросом к нему было: почему не донёс о заговоре, если знал? Может, соучастник? Филот же оправдывался, говоря что просто не придал значения полученным сведениям, и напоминал о прежней верной службе. Мнения разделились, но большинство было против Филота. Недоволен приближённым был и Александр, вспомнив, что Филот смеялся над его бездетностью. 

Враги Филота из царского окружения добились пыток. Его страшно пытали, и сначала Филот держался мужественно и не стонал, но затем попросил прекратить пытки, пообещав сказать всё, что потребуют (присутствовали лишь несколько врагов Филота – Гефестион, Кен и Кратер и палачи; Александр и воины не присутствовали). 

В общем, Филот признался, что замышлял убить Александра. Неясно только, действительно ли он хотел убить его, или признался для того, чтобы прекратились его мучения? Как бы то ни было, на следующий день Филота (его принесли, потому что ходить он уже не мог), и заговорщиков, названных Димном ещё при жизни Никомаху (последнего допросили) побили камнями.

Но оставалась у Александра ещё одна проблема: Парменион. Семидесятилетний полководец, под чьим командованием находилась большая армия, находился в другом месте и не знал о гибели последнего живого сына. Александр опасался бунта Пармениона. Поэтому он призвал к себе двух военачальников (взяв в заложники их братьев), дал им письма к Пармениону (одно из них якобы от Филота), и приказал убить. Когда они привезли ничего не подозревающему Пармениону письма, тот очень обрадовался и начал читать; один из посланных же в это время убил его. 

Так погиб Парменион, широкому кругу известный по фразе Александра. Так что, я думаю что читатель согласится, что такая история не уступит детективу. И в кладезе истории немало таких рассказов – захватывающих и трагичных.

---
Никот.


-----