---
Свои или чужие
Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих.
Ин. 15:13
Чем руководствуются дипломаты в своей работе, или, как говорят, службе? Какова их мотивация? Нельзя за всех ответить; однако, если рассудить здраво, то основной смысл дипломатии – защита интересов государства, которое они представляют, и его граждан.
Тем не менее, иногда так бывает, что граждане государства – например, большого, сильного – попадают в какую-то передрягу за границей, часто в государстве более маленьком и слабом. Но дипломаты иногда в этих случаях могут вести себя безразлично, или же трусливо («Не будем же мы из-за какого-то Ваньки/какой-то Маньки портить отношения с партнёрами, понимать надо!»). Позиция эта предательская, мерзкая и позорная, и ни к чему хорошему привести не может, так как Ванька/Манька никакой помощи не получат (а это прямая обязанность дипломатов, кем бы ни были и чтобы не сделали Ванька/Манька), а авторитет государства будет подорван, потому что никто не будет уважать государство, которое не защищает своих граждан, и никто не будет считаться с его интересами.
Почему так происходит? Наверное потому, что мы забыли понятие СВОИ. Мы не поддерживаем друг друга даже морально, к сожалению. Ещё у нас искривлённое понятие, что есть государство, интересы которого надо защищать, а есть Ванька/Манька, которые «сами виноваты», «нечего было туда ездить» и т.д. Всё это очень печально. Конечно, не всё общество думает так, но существенная часть. Но что такое государство, и зачем оно существует? Это форма самоорганизации общества. Государство это и есть люди, без людей оно существовать не может. Человек родился, жил, платил налоги, получил паспорт, полетел в страну, куда ему лететь не запрещали, и попал там в беду. Я думаю что дипломаты и стоящая за ними государственная машина должны сделать всё, чтобы помочь своим, а если они в чем-то виноваты, наказать у себя. А у нас как? Попал человек в беду за границей, и некоторые мерзавцы уже анализируют, кого он поддерживал, что это вообще за человек. Повод ищут, как бы плюнуть на человека, объяснить обществу, почему он «чужой» и почему помогать ему не стоит. Шакалы.
Но всё вернётся бумерангом, друзья. Своих нельзя бросать в беде, нельзя смеяться или злорадствовать над ними (сейчас про обычных граждан, не только про дипломатов). Не можешь ничего сделать – помолись за соотечественников, попавших в беду за границей, просто: Господи, помилуй. Это уже немало! Не важно правы они или нет – мы все не без греха. Бог всё видит, и если для тебя соотечественник/соотечественница, попавшие в беду на чужбине, «чужие», возможно и ты станешь «чужим» для окружающих, когда твою машину в мороз на трассе надо будет дотащить до автосервиса, но никто не остановится, потому что ты для них «чужой»!!!
К чему я вообще вспомнил об этом? Да так, дата памятная: 30 января по юлианскому календарю в Тегеране погиб Александр Сергеевич Грибоедов со всем посольством и со всей охраной. Мы уже разбирали эту тему, так что упомяну кратко: евнух-армянин и две женщины (две армянки или грузинка и армянка), которые в свое время были похищены и проданы в гарем, пришли в посольство и попросили вернуть их на Родину, на что имели полное право согласно Туркманчайскому трактату. Мог ли Александр Сергеевич не принять их, а отправить восвояси, чтобы «не портить отношения с шахом»? Мог. Кто бы об этом написал? Интернета не было, сами понимаете. Тем не менее «русский барин», дворянин Грибоедов берёт под свою защиту этих несчастных людей, никому не известных. Для него они не чужие, а свои. Он не ищет повод отказать в помощи, а ищет способ помочь. Почувствуйте разницу.
Что творилось у него в душе, когда он решился им помочь? Рискну предположить, что это решение далось ему нелегко. Он прекрасно понимал серьезность своего положения: Пушкин в «Путешествии в Арзурум во время похода 1829 года» пишет: «Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге перед отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить: он мне сказал: «Вы ещё не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдёт до ножей».
Когда разъяренная толпа черни окружила посольство, по воспоминаниям барона Климентия Боде: «Тогда Грибоедов и остальные чины миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооружённые и в полной форме, они решились защищаться до последней капли крови». Защищались героически и убили много врагов.
Не думаю что Грибоедов, который незадолго до смерти женился и мечтал после возвращения в Россию заняться литературой хотел умереть. Но тем не менее, чтобы защитить своих соотечественников он пожертвовал жизнью, как и другие сотрудники миссии. По-моему это героически и грандиозно, просто потрясающе. Жаль, что эта славная страница нашей истории мало известна. Чем он руководствовался, когда принял несчастных людей, осознавая опасность? Состраданием? Чувством долга? Честь посла – это и честь государства, которое он представляет; возможно, Грибоедов не хотел, чтобы его считали трусом и этот позор лег пятном на его Родину.
Как-то так, друзья. Помяните в своих молитвах убиенного Александра и иже с ним убиенных.
----

