кнопки

Volet U398882789837 ( доллар)

вторник, 6 января 2026 г.

Осада Тира

 

---

Осада Тира


Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!

 Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись.

Мф.11:21

Предлагаю, друзья, немного погрузиться в атмосферу Древнего Мира, в частности во времена великого Александра Македонского. Зачем? Хотя бы для того чтобы расширить свой кругозор; чтобы отвлечься от повседневной рутины…

Примерно за триста лет до Рождества Иисуса Христа Александр Македонский воевал против могущественной Персидской империи, растянувшейся от Средиземноморья до Индийского океана. С самого начала войны Александр уверенно завладел инициативой и уже не упускал её;  он разгромил войска Дария в нескольких сражениях и захватил земли Сирии и Финикии; остался непокорённым древний богатый торговый город Тир, который был расположен на территории современного Ливана, на острове, отделённом от материка узким проливом. Тир упоминается в Библии. 

Тирийские послы преподнесли македонскому царю богатые дары, и он благосклонно принял их, пожелав при этом принести жертву Геркулесу в Тире. Послы ответили, что есть храм за чертой города, где и можно принести жертвы, что разгневало царя. «Так вы, полагаясь на то, что занимаете остров, презираете наше сухопутное войско? Но я скоро покажу вам, что вы живете на материке! Знайте же: или вы впустите меня в город, или я возьму его силой». Друзья советовали тирийцам помириться; однако те, полагаясь на неприступность города, решили выдержать осаду.

Пролив, отделявший остров от материка, был шириной метров семьсот; отвесные стены города возвышались  в некоторых местах прямо над морем, а в некоторых полоса берега была, но до того узкая, что использовать осадные машины можно было только с кораблей. В тех местах постоянно был сильный ветер, море волновалось. Учитывая хорошее положение города и то, что его собственный флот был далеко, Александр, предвидя тяжёлую осаду, отправил в Тир послов с предложениями о мире. Однако тирийцы убили послов и выбросили в море их тела.  Царь был возмущён и начал осаду.

Македонцы решили построить дамбу – вручную соединить остров с материком, чтобы вести осаду. Перед строительством Александр предпринимал существенные усилия, чтобы замотивировать своих бойцов. Дело это было невероятно тяжёлым! Море глубокое, постоянный ветер и волны. Само собой, все эти камни приходилось таскать на себе и бросать в море. Тирийцы же подплывали к воинам-македонцам на лодках и смеялись над ними – мол, неужели Александр решил победить Нептуна?  

Но «глаза боятся, руки делают». Тирийцы заметили, что несмотря на все трудности – глубокое и бушующее море, ветер и т.п. мол уже показался из воды. Стало уже не до насмешек, и осажденные принялись совершать рейды на малых быстроходных кораблях. Стрелами и копьями они убивали строителей дамбы, а дикие арабы нападали на македонцев, собиравших камни в ливанских горах. Александру было досадно, что он тратит на осаду одного города столько времени: с частью воинов без обоза он отправился в Аравию, а командовать осадой оставил Пердикку и Кратера.

Тем временем тирийцы  взяли один большой корабль, на его корму наложили много песка и камней (чтобы нос корабля поднялся), обмазали корабль смолой и серой и пошли на нём к строившийся их противником дамбе. Когда корабль подошёл к дамбе, тирийцы подожгли его, а сами спрыгнули в идущие следом лодки. Огромный корабль-факел поджёг деревянные осадные башни, которые македонцы уже затащили на дамбу, и другие сооружения поблизости. Тирийцы же, не теряя времени, бросали на дамбу факелы, метали в македонцев копья. Многие македонцы прыгали в воду, пытаясь спастись, но тирийцы стреляли по ним, и многих взяли в плен. Поднявшийся за этим ветер и шторм уничтожили остатки дамбы. 

Так что когда Александр вернулся, он нашел свои дела в плачевном состоянии. Сдался ли Александр? Отнюдь! В этом можно брать с него пример. Он приказал строить новую дамбу, ещё шире предыдущей,  и не боком к ветру, как старую, а поперек. Работа была каторжная: македонцы бросали в море целые деревья с огромными ветвями, заваливали их камнями, потом опять валили деревья и засыпали их землёй; на всё это накладывали новые слои деревьев и камней и таким образом скрепляли всё сооружение как бы непрерывной связью. Тирийцы же подплывали к дамбе на лодках и цеплялись крюками за ветки деревьев, им тащили их. Ясно, что земля и камни, которые были сверху вытащенного дерева, расползались. 

Осада была очень тяжела, и тут Александру на помощь прибыл флот с Кипра. Македонцы связывали свои квадриремы по две, стелили очень крепкий деревянный настил, на который ставили камнеметательные и стенобитные машины, и обстреливали город. Тирийцы же чинили и заваливали разрушенные стены, а своих жён и детей отправляли в Карфаген. Чтобы умилостивить богов, некоторые тирийцы предлагали принести свободнорожденного младенца в жертву Сатурну, но старейшинам удалось предотвратить эту гнусность.

Тирийцы защищались отчаянно и изобретательно. Они со стен зацепляли и ломали корабли Александра железными крюками; кроме того, они накаляли на огне большие медные щиты, после чего насыпали в них горячий песок и кипящие нечистоты, а затем сбрасывали их на осаждающих. Песок проникал везде, в том числе под защитные латы, и воины получали сильные ожоги.

Выиграв у тирийцев морское сражение, Царь дал солдатам два дня отдыха и приготовился к решительному штурму. В назначенный день флот окружил Тир со всех сторон, а по готовой к тому времени дамбе подвели осадные башни. Александр Македонский лично сражался с защитниками города с такой башни, и многих поразил копьём и мечом. Под частыми ударами таранов стена города рухнула, и македонцы ворвались в город. Женщины и дети прятались в храмах, мужчины же оказали последнее отчаянное сопротивление. Они бросали с крыш камни и резались с врагами на улицах, стараясь заставить врага дорого заплатить за свою жизнь. Александр приказал поджечь в городе все здания, кроме храмов. 15 тысяч тирийцев спасли сидоняне – они были союзниками Александра, но не забыли о своём родстве с тирийцами, и многих тайно вывезли в Сидон. Участь же оставшихся была печальна: шесть тысяч воинов был казнено в городе, две тысячи распяты на крестах вдоль берега моря. Послов Карфагена Царь пощадил, но объявил войну, которая из-за обстоятельств была отложена. Тир был взят на седьмой месяц после начала осады.

Так Александр Македонский взял Тир – древнейший город с древнейшей письменностью. Тирийцы в древности основали много колоний и славились своими моряками. Город пережил много падений и бед, но и сегодня существует в Ливане, под названием Сур.

--

Никот .

-------



---

( кот пошол в разнос , капец ...если нилопну то сие буит болшая вудача жа ...три сорты тортоф токмо кусками купил , готовых салатаф , холодца , цыплёнка, сокаф и захтр буит утка...голодный ибо поплёлся за едами и от ризультатус ...)