кнопки

Volet U398882789837 ( доллар)

пятница, 19 декабря 2025 г.

Конец эпохи стрельцов

 

--

Конец эпохи стрельцов


Буду я, как стрелецкие жёнки,

Под кремлевскими башнями выть.


Анна Ахматова «Реквием»


На протяжении нескольких столетий, главным образом в XVI-XVII веках, стрельцы играли важную роль в истории России и были достаточно влиятельной силой. Это отразилось и в культуре: различные сказки, где героями являются стрельцы, фамилии и прочее. Но куда они вообще подевались и почему?

В 1697 году окольничий Алексей Соковнин, стольник Фёдор Пушкин и стрелецкий полковник Цыклер сговорились убить государя Петра, в будущем прозванного Великим, на пожаре. План был такой: сделать в Москве большой пожар, а когда царь приедет (видимо, имел обыкновение приезжать) убить его. Но два стрельца, Ларион Елизаров и Григорий Силин, донесли на заговорщиков. Пётр лично приехал к месту сбора бунтовщиков. Заговорщики были схвачены и казнены четвертованием 5 марта. Во время следствия Царь был в горячке, и некоторые просили его помиловать заговорщиков, надеясь что он смягчится, будучи больным. Но Пётр ответил: «Надеюсь более угодить Богу правосудием, нежели потворством».

После этих событий Пётр поручил управление государством князю Ромодановскому и Тихону Стрешневу, дав им в помощь Льва Нарышкина, князя Голицына и князя Прозоровского. Сам же Царь отправлялся в Европу с «Великим Посольством», при чём ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Это было то легендарное посольство, не имеющее аналогов в истории, когда русский царь работал в Голландии плотником.

В то время как Царь был в Европе четыре стрелецких полка (по другим данным – 12), стоящие в Великих Луках, свергли своих командиров, выбрали новых и пошли походом на Москву. Однако мятеж был неудачным: 18 июня около Воскресенского монастыря бунтующие стрельцы наткнулись на полки нового, европейского образца (когда-то их презрительно называли потешными) под командованием воеводы Шеина и шотландца на русской службе Гордона. Стрельцы были разгромлены, а выжившие взяты под стражу. На следствии выяснилось, что к мятежу была причастна царевна Софья – единокровная сестра Петра. Она передавала стрельцам послания с нищей старушкой, при  чём письма были спрятаны в хлебы. 

Пётр получил известие о бунте и был страшно разгневан. Он прервал посольский визит раньше намеченного срока и 25 августа 1698 года прибыл в Преображенское под Москвой и наградил гвардию, подавившую мятеж, деньгами. Пётр «гнул свою линию так, что никто и не пикнул». Стрельцов пытали. Мятежники показали, что намеревались поджечь Москву, убить Петра и сделать правительницей Софью (до совершеннолетия сына Петра, Алексея), а также перебить находящихся в Москве немцев. 

Что их на это толкнуло? Сложно сказать. Можно лишь предположить: Пётр ломал старые порядки и насаждал новые, иноземные. Человеку нелегко это принять… Пытки и казни продолжились всю осень; всего было казнено различными способами и в разных местах (в Преображенском и на Красной площади) более тысячи стрельцов; других же, менее виновных, разослали в отдаленные крепости.

Во время одной из казней Пётр лично отрубил головы пятерым стрельцам. Боярам же и прочим знатным людям также приказал рубить головы мятежникам лично; непривычные к такому делу бояре и дворяне, руки которых дрожали, иногда промахивались и били не по шее, а по спине, что причиняло осуждённым ещё больше страданий.

Царевну же Софью принудили подстричься в монахини и заточили в Новодевичьем монастыре. Трёх главных зачинщиков мятежа повесили перед окном её кельи, при чём к рукам одного из них была привязана челобитная, которую они подавали Софье.

Стрельцы же ещё некоторое время служили в отдалённых гарнизонах, но о никаком влиянии, ни о какой политической роли речи уже не шло.

Можем ли мы сделать какие-то выводы для себя из этой истории? Практические выводы, а не по поводу исторических событий. Я считаю – да. Даже если кто-то симпатизирует стрельцам, то нельзя отрицать тот факт, что Преображенский и Семёновский полки, которые были обучены и вооружены по иностранному образцу, разгромили стрельцов. А ведь ещё незадолго до того над ними подсмеивались и называли «потешными»! Вот и вывод: нельзя недооценивать противника, насмехаться над ним и впадать в гордыню. За противником нужно следить, изучать; делать выводы и пользоваться методами врага, если они эффективны. Если немного отклониться от темы, то можно вспомнить что Россия вчистую проиграла начало Северной войны шведам, потерпела поражение под Нарвой (где потеряла, кстати, обоз с казной). Пётр не стал обманывать себя, что у него всё отлично, а картинку шведы сделали «в компьютере». Он изучал тактику противника, вооружение, строил флот. И в результате победил, а после победы под Полтавой  поднимал бокал за «своих учителей – шведов». 

----



----