----
Иван Грозный. Часть IV. Болезнь.
После присоединения Казани почивать на лаврах не довелось: в Пскове вспыхнула эпидемия. Новгородцы, узнав об этом, запретили псковитянам приезжать в свой город, а в случае ослушания сжечь приехавшего со всем имуществом. Несмотря на это, мор распространился на всю страну; погибло не менее полумиллиона человек.
Не было спокойно и под Казанью. Разбойники убивали купцов и боярских людей на Волге; поймали и казнили 74 бандита. Но вскоре вспыхнул настоящий мятеж: вотяки и луговые черемисы отказались платить дань, построили земляную крепость и перебили русский отряд. На подавление бунта был послан воевода Борис Салтыков. Это было зимой; русские воины, пешие и конные, проваливались в глубокий снег. Бунтовщики, ловко и быстро перемещаясь по снегу, окружили и перебили отряд. Самого же Салтыкова взяли в плен и зарезали.
По этому поводу в Москве царило уныние. Некоторые малодушные бояре вообще предлагали уйти от Казани, которую брали с такими потом и кровью!
Но где был в это время Царь? Почему он ничего не предпринимал? Дело в том, что Иван тяжело заболел.
Это была не эпидемия, а горячка. С каждым днём Царю становилось всё хуже и хуже; многие были уверены, что Иван умрёт. Царский дьяк Михайлов твердо попросил у Ивана, чтобы он составил завещание. Иван завещал власть сыну, Дмитрию, и попросил у бояр и вельмож чтобы они клялись, целуя крест, быть покорными Дмитрию и беречь его мать. Многие поклялись, но далеко не все; отказались князь Владимир Андреевич (его-то и планировали венчать на царство), Фёдор Адашев и другие. Над ложем умирающего Царя шли споры и крики. «Нам не нужен царь-младенец, чтобы от его имени правили Захарьины и бояре. Нам нужен взрослый дееспособный царь!» – примерно такие речи гремели в Кремле. Стоило больших трудов уговорить «отказников» поклясться в верности Дмитрию.
И тут Иван… выздоровел! Многие, вероятно, ожидали гнева Царя на «отказников», но этого не случилось. Иван наружно был ласков и приветлив со всеми, в том числе и с ослушниками. Но возможно что лишь наружно, а выводы он сделал.
Исполняя данный во время болезни обет, Иван с женой и сыном отправился в монастырь Кирилла Белозерского. Здесь случилась встреча, которая в будущем сильно повлияла на Ивана: в монастыре на берегу Яхромы он встретился с бывшим Коломенским Епископом Вассианом. Вассиан убеждал Царя меньше прислушиваться к советникам, а решения принимать самому.
В Москву Царь вернулся без сына: Дмитрий умер в дороге. Иван же занимался делами государственными: отправил войско, которое разгромило мятежников и подавило бунт под Казанью. Также в то время была покорена и Астрахань: так как и в Казани, там было две «партии»: пророссийская и прокрымская. Присоединение Казани и Астрахани – несомненная заслуга Ивана Грозного.
Во внешней торговле неожиданно главным партнером стала… Англия. Английские моряки искали путь в Китай через Северный Ледовитый океан, но потерпели кораблекрушение. Однако один из кораблей сумел добраться до места, где сейчас находится Архангельск. На корабле в том числе были и купцы, и дипломаты. Их доставили в Москву, Царь принял их приветливо и сам отправил посла в Лондон. Между двумя странами завязалась оживлённая торговля, что привело к развитию Северо-западных земель России – купцы привозили товары в Архангельск. Вскоре торговля пошла и с голландцами.
На южный рубежах приходилось постоянно отбивать набеги крымцев.
Некоторые, возможно, и упрекнут автора в том, что некоторые события из истории упоминаются как-бы вскользь. Но цель данных постов – постараться показать личность самого Ивана Грозного, и как она изменялась с годами. А исторические события – лишь фон, контекст, так сказать.
Перемены же в Иване были не за горами.
Продолжение следует…
---
--
---


